Курс лекций нацелен на представление сформировать понятие моды как достаточно неоднозначного философско-эстетического анализа современной культуры и искусства:
Мода (от франц. mode – образ, способ) – господство определенных вкусов, образцов и предпочтений. В широком смысле о моде можно говорить применительно к любым явлениям общественной жизни и культуры: в узком и наиболее употребительном смысле понятие моды относится к эстетике одежды и связанным с ней аксессуарам (косметика, прическа и т.п.).
Мода реализует себя в системе эстетических оценок и определений. Вместе с тем, включаясь в данную систему, понятие моды само становится эстетической категорией со значением, не сводимым к значению других категорий этой системы: красивое или изящное не обязательно должно быть модным, но модное всегда по-своему привлекательно, и, называя что-либо модным, мы тем самым относим его к числу эстетических ценностей. Конечно, мода проходит быстро, и то, что еще вчера волновало наше воображение, сегодня может оказаться неинтересным, банальным. Однако «предметное наполнение» и других эстетических категорий непостоянно: идеал прекрасного, как известно, изменчив, хотя, разумеется, он стабильнее веяний моды. В этой связи можно высказать предположение, что быстрый ритм моды в определенном смысле компенсирует замедленную динамику остальных эстетических ценностей. Мода отчасти берет на себя «оперативно-поисковые» функции, позволяя периодически включать в эстетическую сферу все новые и новые явления. Переходя из разряда эстетически положительных в разряд эстетически отрицательных (старомодное, вышедшее из моды нередко вызывает смех, кажется нелепым, а то и безобразным) или же эстетически нейтральных. И лишь немногие закрепляются, вызывая мутации и сдвиги во всей системе эстетических ценностей.
1. Сформировать представление о понятии моды как достаточно интересного и неоднозначного социально-эстетического феномена современной культуры и искусства. Феномен моды был известен издавна. История сохранила немало инвектив в ее адрес. И тем не менее, гипнотическое воздействие неизменно оказывалось сильнее всевозможных «доводов разума», предостерегавших от увлечения ею.
2. Представить моду как социально-эстетическое явление, вбирая в себя сферу публицистики, киноиндустрию, прессу и телевидение. Значение моды в жизни общества возрастало, а сфера ее действия расширялась. В европейской истории последних трех-четырех столетий это особенно заметно. Мода постепенно становилась настоящим «тираном», претендующим на власть не только над внешним обликом человека, но и над его духовным миром. Она определяла «тональность» восприятия человеком окружающего его мира, а вместе с этим и стиль поведения и даже (до некоторой степени) направленность мышления, опосредствуя, таким образом, отношение человека к его социальной сфере, а может быть, и к миру в целом.
3. Выявить роль моды в аспекте ее значимости для современной социокультурной ситуации, затрагивая все категории людей и общества в целом. Мода неизбежно оказывается средством нивелировки вкуса, образа жизни, мировосприятия; «пульсация» моды периодически дает мгновенные «выбросы» оригинальности, но она же немедленно превращает эту «новорожденную» оригинальность в свою противоположность — в массовидное, усредненное, тиражированное. Мода, таким образом, выступает как специфическая форма творчества и вместе с тем как отрицание творческого начала, как пассивное следование некоторым установившимся на известный период времени образцам.
4. Провести анализ эстетической концепции феномена моды: «прекрасное – безобразное», «красивое – не модное». Проанализировать эстетику моды в языковом сознании и культурной картине мира; провести анализ эстетической концепции феномена моды: «прекрасное – безобразное», «красивое – не модное». В данной курсе лекции ставится цель описать феномен моды в культурной картине мира и рассмотреть в качестве социального, культурного и психологического регулятива (Г. Блумер, Ж. Бодрийяр, Р. Барт, Т. Веблен, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Дж. Рёскин, Л. Сведсен, Ю. Кавамура и др.).
Факультет
Философский факультет
Преподаватели
Где
Шуваловский корпус, ауд. Д-2
Когда
Среда 15:10–16:40
Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12
Семестр
Весенний семестр 2019/2020 учебного года
Записалось / всего мест
121 / 300