Распространение текстов, предпринимаемое по инициативе читателя (слушателя) в списках (рукописных, позднее машинописных, еще позднее – в виде аудиозаписей), является, как показывает пример «Горя от ума», важным явлением русской культуры, значение которого особенно очевидно для 1960-х-1980-х гг. Исследование самиздата как формы бытования литературы позволяет представить культуру как сложную структуру, и оценить характер оппозиции официальное-неофициальное.
Материал курса ориентирован по преимуществу (но исключительно) на поэзию московского андеграунда. Предполагается обсудить следующее:
творчество Н.И. Глазкова, придумавшего сами слово («самсебяиздат»), активно печатавшегося с конца 1950-х и распространявшего свои стихи в машинописи с начала 1940-х: это дает возможность уточнить представления об эстетически неприемлемом в советской печати и механизмах самоцензурирования;
возникавшие в рамках «второй культуры» институты, обеспечивающих существование и развитие искусства, и прежде всего периодические издания (альманах «Синтаксис» (1959-1960 гг.), фиксирующий состояние русской поэзии эпохи «оттепели», ленинградские альманахи и журналы, «Архив МАНИ»);
историю творческой репутации, корпус текстов и литературную позицию авторов, присутствовавших и в советской печати, и в самиздате (А. Твардовский, Б. Слуцкий, Г. Сапгир, а также случай альманаха «Метрополь»);
наиболее популярную форму самиздата — т.н. «магнитиздат», ставший возможным после появления в 1950-х сравнительно доступных средств аудиозаписи и воспроизведения аудио, жанр авторской песни и записи авторского чтения (как стихов, так и прозы); практика аудиозаписи не только облегчала «тиражирование», но и проявляла некоторые важнейшие черты поэтики литературы эпохи, прежде всего установку на устную речь;
близкие к «самиздату» явления в области театра;
свидетельства о культурном андеграунде русской провинции;
постсоветский «самиздат» (некоторые особенности постсоветского книгоиздания, литература в сети, жанр зинов);
методы поиска источников и изучения «самиздата;
текстологические проблемы, значимые и для читателя-нефилолога и порождаемые бытованием произведения в самиздате (описки и «соавторство» переписывающего, обилие авторских редакций и вариантов, сложность атрибуции и датировки).
Факультет
Филологический факультет
Преподаватели
Где
Первый учебный корпус, ауд. П11
Когда
Среда 15:10–16:40
Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12
Семестр
Осенний семестр 2025/2026 учебного года
Записалось / всего мест
41 / 50