Мозг: как он устроен и работает
Биологический факультет

В рамках авторского МФК в популярной форме представлена информация о строении и деятельности основных функциональных блоков нервной системы человека. Отдельные лекции будут посвящены центрам кратковременной и долговременной памяти, сна и бодрствования, центрам высшей психической деятельности (мышления и принятия решений). Предлагаемое распределение тематики лекций базируется на представлении о «функциональных системах» организма, разработанном академиком П.К. Анохиным. Применение данного подхода позволяет сформировать у слушателей целостное представление о работе нервной системы человека как при решении относительно простых задач (когда используются в основном врожденно заданные системы нейронов), так и при появлении сложнейших адаптаций, требующих обучения и «конструирования» информационной модели внешнего мира.

В пределах каждой темы рассматриваются феномены и процессы, протекающие на разных уровнях организации нервной системы: молекулярном, клеточном, синаптическом, уровне нейросетей и крупных структурных блоков (таких, как гиппокамп, таламус и гипоталамус, ядра среднего и заднего мозга, различные зоны базальных ганглиев и коры больших полушарий). Значительное внимание уделяется методам изучения нервной системы (от классических до наиболее современных), истории развития ключевых нейрофизиологических концепций, онтогенезу мозга, патологическим проявлениям деятельности нервной системы.

Четыре из двенадцати лекций цикла посвящены базовым анатомическим представлениям о структурах головного и спинного мозга, а также онтогенезу нервной системы, разнообразию нервных и нейроглиальных клеток.

В ходе лекций рассматриваются:

общие принципы организации нервной системы на уровне клеток, синаптических контактов, а также принципов электрической и химической (нейромедиаторы) передачи информации;

центры потребностей и мотиваций, положительного и отрицательного подкрепления, активация которых является важнейшим условием обучения;

механизмы (молекулярные и синаптические) кратковременной памяти; значение круга Пейпеза и входящих в его состав структур;

механизмы долговременной памяти – не только ассоциативной («Павловской»), но и протекающей по принципу импринтинга;

специфика и нейробиологическая основа стадий сна; представления о физиологическом значении парадоксального сна и сновидений;

деятельность ассоциативной теменной коры, как главнейшего центра «обучения» речевых нейронов и области, связанной с мышлением и построением вербальной модели мира;

функционирование ассоциативной лобной коры, как структуры, реализующей окончательный выбор и запуск поведенческих программ;

восприятие мозгом потоков информации, связанной с рекламой и произведениями искусства

вопросы генетической предрасположенности человека к различным видам интеллектуальной деятельности; нейрофизиология одаренности.

Объявления

Уважаемые слушатели! Материалы курса выкладываются в Телеграм-канале: https://t.me/mfk_brain_brain
01 октября 2024
Уважаемые слушатели! Информируем, что 30.10 – 31.10.2024 года в МГУ проводится Общеуниверситетский день карьеры. Лекции МФК 30 октября не состоятся.
29 октября 2024

Факультет
Биологический факультет

Преподаватели

Преподаватели

Дубынин Вячеслав Альбертович (профессор)

Где
Главное здание, ауд. 01

Когда
Среда 17:00–18:30

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12

Семестр
Осенний семестр 2024/2025 учебного года

Записалось / всего мест
279 / 300