Мозг и потребности человека
Биологический факультет

Целью курса является рассмотрение с позиций современной нейрофизиологии и нейробиологии области врожденных потребностей человека. Конкретные задачи курса: познакомить слушателей с влиянием на сферу биологических потребностей генов, гормонов, нейромедиаторов; проанализировать вклад различных отделов мозга в генерацию потребностей, мотиваций, эмоций; проиллюстрировать эволюционный и адаптивный смысл различных биологических потребностей человека; оценить вклад биологических потребностей в поведение индивидуума, групп людей, сообществ.

В курсе рассматриваются:

  • пищевая потребность (центры голода и насыщения; контроль аппетита и контроль веса; пища, как источник положительных эмоций; физиологическое значение различных компонентов пищи, их влияние на мозг);
  • исследовательская потребность (различные уровни любопытства – от рефлекса «что такое?» по Павлову до творческих процессов и юмора; роль поискового поведения; положительные эмоции, связанные с новизной, их механизмы);
  • потребность в безопасности (центры страха и тревожности; развитие стресса в мозге и на уровне целого организма; боль и врожденные оборонительные реакции; «выученные» страхи; чем полезен страх, как его можно контролировать);
  • родительская потребность (программы, определяющие взаимодействие матери и детеныша; роль гормональных факторов и запечатления образа новорожденного; материнская депрессия, нарушения детской привязанности);
  • потребность в размножении (биологический смысл полового процесса, его формы; половые феромоны; мозг, либидо и управление половым актом; физиологические факторы формирования любви, привязанности, верности);
  • потребность в подражании (двигательное подражание – «делай как»; подражание и обучение – передача информации в обход генов; подражание эмоциям, сопереживание и альтруизм; зеркальные нейроны, их функции);
  • агрессия (нападение как лучшая защита; агрессия, вызванная опасностью для жизни; агрессия и территориальное поведение; агрессия и половое поведение; материнская агрессия; агрессия и гормоны, гены агрессивности);
  • стайное поведение; становление иерархии в сообществах; стремление лидировать, подчиняться, а также представление о равенстве и справедливости в поведении животных и работе мозга;
  • регуляция гомеостаза (как мозг поддерживает постоянную температуру тела; на чем основаны управление дыханием и сердечно-сосудистая регуляция; почему так плохо без сна; что такое груминг).

В заключительной лекции курса дан обзор химических факторов (нейромедиаторов), обуславливающих генерацию положительных эмоций в случае удовлетворения биологических потребностей. Изучение нейромедиаторов позволяет создавать все новые группы лекарственных средств, корректирующих работу нервной системы, а также понять механизмы действия на мозг наркотических препаратов.

Объявления

Уважаемые слушатели! Материалы курса выкладываются в Телеграм-канале: https://t.me/mfk_potrebnosti
01 октября 2024
Уважаемые слушатели! Информируем, что 30.10 – 31.10.2024 года в МГУ проводится Общеуниверситетский день карьеры. Лекции МФК 30 октября не состоятся.
29 октября 2024

Факультет
Биологический факультет

Преподаватели

Преподаватели

Дубынин Вячеслав Альбертович (профессор)

Где
Главное здание, ауд. 01

Когда
Среда 15:10–16:40

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12

Семестр
Осенний семестр 2024/2025 учебного года

Записалось / всего мест
300 / 300