Изучение речевой моды – новая междисциплинарная гуманитарная отрасль на стыке языкознания, литературоведения, истории, социологии, философии и журналистики. Ее появление было предсказано лексикологом В.Д. Девкиным, поставившим в 2001 году на страницах журнала «Вопросы языкознания» вопрос о необходимости создания словаря модных слов. Книга «Словарь модных слов», написанная автором настоящего курса, впервые вышла в 2005 году; составившие ее эссеистические заметки предварительно публиковались в журнале «Новый очевидец». Историческим прообразом такого творческого исследования послужил помещенный в 1772 году в журнале Н.И. Новикова «Живописец» памфлет «Опыт модного словаря щегольского наречия» (автором данного текста считается Д.И. Фонвизин). «Словарь модных слов» активно обсуждался в прессе. Непрерывно пополняясь, он нашел продолжение как медийное (новые главы печатались в газете «Вечерняя Москва», на сайте «Свободная пресса»), так и книжное: в 2019 году в издательстве «Словари XXI века» вышло шестое издание, к 2024 году готовится седьмое, для которого написано тридцать новых статей, опубликованных в журнале «Юность» («Буллинг», «Гендер», «Кластер», «Коуч», «Лайфхак», «Токсичный», «Эмпатия» и др.; в качестве примеров модных молодежных слов анализируются «краш» и «кринж»).
Задача курса – осмысление языковой картины современности, анализ лексического арсенала новейшей прозы, поэзии и журналистики, обсуждение актуальных проблем нынешней культуры речи.
Факультет
Факультет журналистики
Преподаватели
Где
Корпус факультета журналистики, ауд. 322
Когда
Среда 17:00–18:30
Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12
Семестр
Весенний семестр 2023/2024 учебного года
Записалось / всего мест
10 / 150