Техника речевого воздействия в публичной коммуникации
Филологический факультет

Цель курса - познакомить слушателей с практическими аспектами новейших направлений лингвистики – лингвистической прагматики, теории речевой деятельности, семантики текста.

На материале политических акций (предвыборные кампании разного уровня, выступления политических деятелей) и публикаций в средствах массовой коммуникации осуществлена попытка выявления и классификации косвенных средств речевого воздействия, идущая от текста как объекта исследования.

Результаты помогут сформулировать «правила хорошего текста» - помочь тем, кому приходится говорить и убеждать, создавать профессионально грамотные тексты, обеспечивающие желаемый эффект в публичной коммуникации. Они могут научить пониманию текста (вернее, подтекста), скрытых намерений субъекта речи – политика, государственного деятеля, автора газетной публикации или рекламы, собеседника.

Курс направлен на развитие у учащихся критического мышления, формирование навыков анализировать и оценивать цели коммуникации в общественно-политической сфере и выбирать оптимальные коммуникативные стратегии в профессиональной деятельности на основе познавательных и объяснительных возможностей лингвистической теории.

В курсе рассматриваются, в частности, следующие общие вопросы: речь как деятельность (субъект и объект речи, целенаправленность, стратегия и тактика речевой деятельности; взаимодействие в речи участников коммуникации с позиций лингвистической прагматики; явные и скрытые цели высказывания, прямые и косвенные речевые акты, выбор стратегии и тактики в соответствии с целью высказывания.

На основе совместного анализа конкретных текстов обсуждается выбор стратегии и тактики в политической борьбе. Критически оценивается речевая составляющая некоторых президентских и парламентских избирательных кампаний, предвыборные слоганы. Основное внимание уделяется критическому анализу газетно-публицистического текста: определению интенции, речевой стратегии и речевой тактики, оценке успешности речевых актов.

Совместно вырабатывается классификация непрямых (косвенных средств) речевого воздействия в публицистических текстах. Отдельные приемы косвенного речевого воздействия рассматриваются более детально: косвенная количественная оценка в речевой и логической структуре интенционального текста; оценочные компоненты номинации; градация; модальность на службе интенции; прецедентный текст в интенциональной структуре коммуникации, способы введения элементов информации, создание искусственного противоречия и др.

Объявления

Ссылка для занятий (платформа Microsoft Teams): https://teams.microsoft.com/l/team/19%3aC8-5-nzlpkasab4BP5hAixjA1QuTnepoE3Wu4UBeGYQ1%40thread.tacv2/conversations?groupId=ab3a22db-2f3d-4fb9-9632-41dddcddcacf&tenantId=67031d72-445a-40e5-84c0-56a0e6efd213 Если возникнут проблемы, можно писать лектору на следующий адрес: shoulgamfk2021@mail.ru
05 октября 2021
Последняя лекция по МФК «Техника речевого воздействия в публичной коммуникации» состоится 22 декабря 2021 года. Зачет проставляется по результатам письменных зачетных работ. Зачетную работу следует прислать до 22 декабря включительно на следующий адрес: shoulgamfk2021@mail.ru
17 декабря 2021

Online-курс 

Факультет
Филологический факультет

Преподаватели

Преподаватели

Шульга Мария Владимировна (профессор)

Где
онлайн-курс, ауд. -

Когда
Среда 15:10–16:40

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12

Семестр
Осенний семестр 2021/2022 учебного года

Записалось / всего мест
68 / 300