Коммуникация животных и язык человека
Биологический факультет

Биокоммуникация - общение животных с помощью различного рода сигналов. Генерировать сигнал могут специальные органы (голосовой аппарат, пахучие железы и др.) или форма тела, поза, окраска, поведение животного и т.п. Различают сигналы специфические (химические, механические, звуковые, оптические, электрические, термические и др.) и неспецифические – сопутствующие жизнедеятельности. Биокоммуникация обеспечивает защиту животных от врагов (часто используется для их дезинформации) и неблагоприятных факторов среды, облегчает поиск корма, особей противоположного пола, общение родителей и потомства, регулирует внутри– и межвидовые взаимодействия и др.

В отличие от коммуникативных систем животных, язык человека служит не только средством передачи информации, но и аппаратом ее переработки. Он необходим для обеспечения высшей когнитивной функции человека — абстрактно-логического (вербального) мышления. Язык человека — это открытая система, запас сигналов в которой практически неограничен, в то время как число сигналов в репертуаре естественных языков животных невелико. Звуковая речь лишь одно из средств реализации функций языка человека, который имеет также и другие формы выражения, например, различные системы жестов, т.е. языки глухонемых.

В настоящее время наличие зачатков второй сигнальной системы исследуют у приматов, а также у некоторых других видов высокоорганизованных животных: дельфинов, попугаев, а также врановых птиц.

Исследования последних лет подтвердили правоту Чарльза Дарвина и убедительно продемонстрировали, что песня птиц действительно может рассматриваться как близкий структурный аналог языка. Сформировавшиеся в процессе эволюции способности птиц к вокальному обучению и высокое совершенство их голосового аппарата обусловили появление у них уникальной системы акустической коммуникации. Пение является одним из важнейших атрибутов жизни птиц. Обладая сложной структурой, песня выполняет разные, иногда противоречивые функции. Среди всех изученных к настоящему времени систем общения животных песня птиц выглядит наиболее точной имитацией некоторых поведенческих и физиологических паттернов речи и, похоже, справедливо рассматривается как привлекательная модель для исследований принципов построения и путей эволюции сигнально-информационных систем, включающих механизмы генетической детерминации, вокального обучения, обширные акустические репертуары и их сложную синтаксическую организацию.

Рыбы используют по крайней мере три типа коммуникативных сигналов: звуковые, зрительные и химические, часто их комбинируя. Звуковые сигналы используются для сбора в стаю, как приглашение к размножению, для защиты территории, а также как способ распознавания.

У представителей отряда китообразных (дельфины и киты) самая продвинутая нервная система среди всех таксономических групп, к ним применима теория социального интеллекта. Многие китообразные организованы в иерархические социальные структуры и демонстрируют удивительную широту культурного и социального поведения, особенности которого — что редкость для животных — очень похожи на социальное поведение людей и приматов. Китообразные, в том числе дельфины, подводная акустическая сигнализация которых открыта в середине ХХ в., используют одни звуки для ориентации (эхолокации), другие для общения с сородичами (коммуникации). Акустический репертуар, к примеру, бутылконосого дельфина, или афалины, столь богат и разнообразен, что его коммуникативная система, по мнению некоторых исследователей, принципиально отличается от коммуникативных систем других животных и, вероятно, может служить неким аналогом человеческой речи.

Гипотеза Дарвина о наличии зачатков мышления у животных вызвала жесткую дискуссию и прошла более чем вековой путь преодоления скепсиса и даже полного отрицания. К настоящему времени проведено немало экспериментов, которые исследовали мыслительные способности обезьян и обнаружили у животных то, что еще полвека назад считали присущим исключительно человеку. Исследование поведения обезьян в процессе обучения языкам-посредникам (как проявления наиболее сложных когнитивных и коммуникативных функций) важно для понимания эволюции поведения. Оно позволяет оценить, какие элементы коммуникативных процессов у животных и в какой степени предшествовали появлению речи человека.

Объявления

Уважаемые слушатели! В связи со сложившейся ситуацией занятия по МФК временно переводятся в дистанционную форму с 18 марта 2020 г. Преподаватели готовят материалы, которые восполнят отсутствие очных занятий. Это могут быть видеозаписи лекций и другие видеоматериалы, презентации, учебные пособия, методические материалы и т.п. Очень скоро они будут выложены на странице соответствующего МФК и станут доступны для самостоятельного обучения. Всего доброго, Зам.декана биологического факультета МГУ, профессор А.И.Ким
18 марта 2020
Уважаемые слушатели! В разделе "Материалы" выложены вопросы для зачетной работы. Ответы просьба присылать по адресу: irbeme@mail.ru. Студенты полевых факультетов - до 12.05.2020, все остальные - до 27.05.2020. Желаем удачи!
08 мая 2020

Факультет
Биологический факультет

Преподаватели

Преподаватели

Иваницкий Владимир Викторович (профессор)
Бёме Ирина Рюриковна (профессор)
Володин Илья Александрович (старший научный сотрудник)
Касумян Александр Ованесович (профессор)
Горецкая Мария Яковлевна
Голубева Татьяна Борисовна (ведущий научный сотрудник)
Зорина Зоя Александровна (ведущий научный сотрудник)
Марова-Кляйнбуб Ирина Михайловна
Филатова Ольга Александровна

Где
Биолого-почвенный корпус, ауд. 557

Когда
Среда 15:10–16:40

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12

Семестр
Весенний семестр 2019/2020 учебного года

Записалось / всего мест
119 / 300