Русская художественная литература во второй половине XIX века оказала колоссальное влияние на развитие страны. Такое, какое не оказывала никогда раньше и никогда позже. Писатели и литературные критики были вынуждены тогда политизироваться и превратиться в общественных трибунов. «Социальность, социальность – или смерть!» – провозгласил критик Белинский. С того времени русская литература приобрела ярко выраженный общественно-политический характер.
Но постойте, ведь говорят, что вся мировая литература о любви. Неужели в русской литературе была одна сплошная «социальность»? Нет, любви было предостаточно. Просто порой любовь оказывалась тесно связана с социальностью. Например, «нигилизм Базарова разбился у ног женщины». Сильный и уверенный в своей правоте Базаров «рассыпался» после того, как Одинцова отказала ему в любви. Для многих персонажей Тургенева неудача в любовных отношениях обозначала автоматическое банкротство и их убеждений.
В рамках данного межфакультетского учебного курса речь пойдет о любви и общественных идеалах в наиболее крупных «политических» романах и повестях XIX в. Мы будем говорить о том, как их персонажи мучительно искали личного счастья, грезили о совершенном обществе и лучшей участи для России (даже – лежа на гвоздях). В центре внимания – «Капитанская дочка» Пушкина, «Кто виноват?» Герцена, «Муму», «Отцы и дети» и «Дым» Тургенева, «Обломов» Гончарова, «Что делать?» Чернышевского, «Бесы» и «Братья Карамазовы» Достоевского», «Анна Каренина» и «Воскресение» Толстого.
Факультет
Факультет политологии
Преподаватели
Где
Шуваловский, ауд. Д-3
Когда
Среда 17:00–18:30
Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12
Семестр
Осенний семестр 2024/2025 учебного года
Записалось / всего мест
104 / 300