Экзистенциально-метафизическая социология личности и общества
Социологический факультет

Данный курс базируется на теоретических разработках западной и отечественной социологической и философской мысли, на современных философских разработках персонализма и социологических теориях личности.

Разработка гуманистически, личностно выраженной позиции социолога, теории общества, ориентированной в первую очередь на человека, постановка личности в фокус рассмотрения при изучении социальных отношений, структур и процессов обусловлена и продиктована сегодня двумя главными факторами. Во-первых, давно сложившейся тенденцией полного превалирования в обществознании позитивистского, материалистического, т.е. в корне антиперсоналистического подхода. Такая теоретическая установка сложилась еще со времен классической западной социологии (Конта-Спенсера-Маркса) и позже продолжилась, за редким исключением в до- и послереволюционных российских социологических и социально-философских разработках. Во-вторых, самой исходной установкой и методом общественных наук с заведомой стилизацией, формализацией социальной реальности и теоретическими обобщениями, выводами и заключениями. Сам человек как смысловая «точка» и главный актор социокультурных связей и отношений при таком подходе «проваливается» и фактически выпадает, исчезает как объект из внимания чисто социально, социологически ориентированного исследователя. Более чем полуторавековое развитие социологии и сам характер современных писаний и исследований только подтверждает этот факт: применяемые ныне в социологии метафоры («сеть», «поток», «мобильность» и др.) подтверждают наш тезис о фактическом игнорировании социологизмом персоналистического взгляда на общество.

В русской классической социологии и социальной философии персоналистская тенденция зарождается в России сразу после обнаружившихся недостатков и однобокости классического западного позитивного социологизма. Первыми выразителями и разработчиками такого подхода по времени и теоретическому значению явились представители русской субъективной школы (П.Л.Лавров, М.К. Михайловский, Н.И. Кареев), поставившими субъективный нравственный опыт личности в центр социального исследования. Эта теоретическая тенденция частично была продолжена и психологическим направлением в русской социологии. Но главными отечественными социологами-персоналистами тут явились неокантианцы, в первую очередь П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Б.А.Кистяковский. Кроме того, глубоко и всесторонне теория личности в совокупности с проблемой её свободы и вставшими во весь рост социально-историческими проблемами той эпохи была разработана религиозно-экзистенциальной линией философии Русского Серебряного века (Н.А.Бердяев, Л.И. Шестов), а также ведущими философами того времени – интуитивистом Н.О. Лосским, последователем В.С.Соловьева С.Л.Франком, социологом, экономистом и богословом С.Н. Булгаковым и другими). Чуть позже и в Западной Европе данная позиция фундаментально разрабатывалась представителями «философии существования» - самой, пожалуй, влиятельной философии середины-конца ХХ века: М.Хайдеггером, К.Ясперсом, П.Тиллихом, Ж.-П. Сартром, а позже французским феноменологом М.Мерло-Понти, и в США – в психоанализе Э.Фромма и в социологии Э.Тирикьяна. Одновременно в СССР, совершенно изолированно от западной мысли данной проблемой занимался М.М. Бахтин, особенно в связи с его оригинальной теорией поступка и диалога. Современные социальные концепции понимания человека, во многом продолжавшие экзистенциалистские традиции, представлены взглядами М.Фуко, Ж. Делеза, Ж.Бодрийяра, Ф. Гваттари, а также теорией мифологии Р.Барта.

Современные социокультурные реалии, их динамика и тенденции; становление информационной реальности, требующей деконструкции всей метафизики и прежде всего глубинной традиционно-философской антропологии с окончательным отказом от традиционной культуры и сформированного ей человека; отказ от различия между субъектом и объектом, означаемым и означающим, а в конечном итоге – между бессмысленным и смыслом; трансгуманизм и гуманология, новые биотехнические разработки, тенденции и глобальные цели развития «постметафизической» цивилизации с деконструкцией человека – всё это требует именно персоналистического социологического анализа и решения проблемы применимости к современности классических социологических и социально-философских разработок конца XIX – первой половины ХХ вв. В сложившихся условиях задача воссоздания человека, Homo sapiens, настоятельно требует обращения к теоретическому наследию русской и зарубежной социологической и философской классики, на основании которой, на наш взгляд, только и возможно рассмотреть болевые и узловые точки нынешней цивилизации, четко обозначить её тонатоцентристские цели в отношении личности и поставить реальные задачи выживания человечества, сохранения и возрождения человека, культуры, общества.

Изучение главных идей и методологических принципов в трудах представителей отечественного персонализма XIX-XX веков; ознакомление с основами и спецификой социологической и философско-антропологической традиции в изучении и объяснении ими места, роли и назначения человека в мире и общественной жизни; обзор основных течений, школ и главных идей западного экзистенциализма и персонализма XX века; изучение основных направлений современной теоретико-социологической мысли (постмодернистская и постструктуралистская социология) и сравнительный анализ классики и постмодерна при подходах к проблеме человека – всё это и будет составлять содержание данного курса.

В процессе обучения студенты должны изучить, знать и понимать: ключевые идеи и теории основных представителей таких направлений современной социально-философской мысли, как неокантианство, персонализм, экзистенциализм, феноменология, постструктурализм, постмодернизм и др; уметь: критически анализировать социологические произведения современных авторов, самостоятельно оценивать теоретическую значимость современных философских идей и аргументов; иметь навыки применения методов сравнительного анализа, теоретической, исторической и социологической реконструкции; владеть способностью критически оценивать методологические границы и возможности описания личности в социальной теории.

Факультет
Социологический факультет

Преподаватели

Преподаватели

Кудрявцев Владимир Александрович (доцент)

Где
Корпус социологического факультета, ауд. 322

Когда
Среда 15:10–16:40

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 30
Самостоятельная [ч]: 6

Семестр
Осенний семестр 2018/2019 учебного года

Записалось / всего мест
9 / 300