Философия фантастики
Философский факультет

Чем так интересна и привлекательна фантастика?

Как связаны между собой фантастическое и виртуальное?

Что такое виртуальное и насколько оно фантастично или реально?

Чем фантастика может быть полезна?

Исходя из понимания виртуальности как фундаментальной неклассической характеристики реальности – способности бытия содержать в себе потенциально бесконечное количество возможных миров (которые не могут, как правило, наблюдаться одновременно, хотя могут обнаруживаться или актуализироваться при определенных условиях) – представляется целесообразным специально рассмотреть соответствующие доктрины (которые не только предоставляют новые измерения концептуального пространства для разного рода мысленных экспериментов и проектов стратегического планирования, но также эффективные и эвристичные средства для расширения онтологии). Моделирование виртуальных миров, осуществляемое средствами искусства, воплощается прежде всего в принципиальном разнообразии комплекса фантастических произведений (литература, кино, живопись, видеоигры), из-за чего предполагается значительное внимание уделить философским проблемам фантастики, раскладываемым на следующие блоки. Онтология фантастики будет включать серию вопросов, связанных с бытийным статусом продуктов воображения и фантазии, начиная с мифологических персонажей и заканчивая героями искусства, которые олицетворяют собой своеобразную, отдельную реальность – отличающуюся от привычной, обыденной, стандартной своей новизной, необычностью, небывалостью. Гносеология фантастики будет включать другую серию вопросов, схватывающих предельный опыт познания, моделирование экзотических познавательных ситуаций, анализ и представление предметностей сознания, совершаемые искусственными средствами, а также уникальные средства обнаружения и рассеивания иллюзий очевидного. Аксиология фантастики будет включать еще одну серию вопросов, фиксирующих внимание на тонких аспектах работы с ценностями. В качестве относительно автономных стоит упомянуть отдельно еще по крайней мере два, выделяемых по другим основаниям. Социальный аспект фантастики – самый, пожалуй, заметный за ее пределами – связан, главным образом, с выражением и осмыслением идеалов общественного устройства (непосредственно и прежде всего в виде разного рода утопий и антиутопий – соответственно, позитивных и негативных), а кроме того еще и с освоением будущего, с переосмыслением прошлого (альтернативы истории), с улавливанием социокультурной обусловленности восприятия мира и выстраивания человеческих отношений, не говоря уже о преодолении ксенофобии и развитии толерантности. Дискурсивный аспект фантастики связан, прежде всего, со средствами ее воплощения и восприятия. Главный вопрос в том, какие предпосылки и допущения необходимы для существования фантастических произведений как именно фантастических, то есть не принимаемых за наглую ложь, попытку ввести в заблуждение или рассказ о реальной действительности. В завершении курса планируется рассмотреть проблему внеземных цивилизаций (их существования, поиска и возможностей контакта с ними) как практически уникальную программу междисциплинарных исследований, предполагающую взаимодействие науки, фантастики и философии.

Факультет
Философский факультет

Преподаватели

Преподаватели

Кузнецов Василий Юрьевич (доцент)

Где
Шуваловский корпус, ауд. Е-359

Когда
Среда 17:00–18:30

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 30
Самостоятельная [ч]: 6

Семестр
Осенний семестр 2017/2018 учебного года

Записалось / всего мест
50 / 300