Человек как смысловая «точка» и итог множества социокультурных связей и отношений при давно сложившейся теоретической, главным образом, - позитивистской установке к изучению общества с характерной для большинства общественных наук сознательной стилизацией социальной реальности при фактическом игнорировании проблем личности и самого её онтологического статуса «проваливается» и фактически выпадает, исчезает как объект из внимания чисто социально, социологически ориентированного исследователя. Более чем полуторавековое развитие социологии и сам характер современных писаний и исследований только подтверждает этот факт: применяемые ныне в социологии метафоры («сеть», «поток», «мобильность» и др.) подтверждают наш тезис о фактическом игнорировании социологизмом персоналистического взгляда на общество.
В русской классической социологии и социальной философии персоналистская тенденция зарождается на ранней стадии развития в России социологического знания. Первыми выразителями и разработчиками такого подхода по времени и теоретическому значению явились представители русской субъективной школы (П.Л.Лавров, М.К. Михайловский, Н.И. Кареев) с их постановкой личности в центр исследования. Кроме них в отечественной социологии личностно-субъективную исследовательскую позицию представляли неокантианцы, в первую очередь П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Б.А.Кистяковский. Особенно глубоко и всесторонне теория личности в совокупности с проблемой свободы разработана религиозно-экзистенциальной линией философии Русского Серебряного века (Н.А.Бердяев, Л.И. Шестов), а также ведущими философами того времени – интуитивистом Н.О. Лосским, последователем В.С.Соловьева С.Л.Франком, социологом, экономистом и богословом С.Н. Булгаковым и другими). Чуть позже и в Западной Европе данная позиция фундаментально разрабатывалась представителями «философии существования» - самой, пожалуй, влиятельной философии середины-конца ХХ века: М.Хайдеггером, К.Ясперсом, П.Тиллихом, Ж.-П. Сартром, а позже французским феноменологом М.Мерло-Понти, и в США – в психоанализе Э.Фромма и в социологии Э.Тирикьяна. Современные социальные концепции понимания человека представлены взглядами М.Фуко, Ж. Делеза, Ж.Бодрийяра, Ф. Гваттари, а также теорией мифологии Р.Барта.
Современные социокультурные реалии, их динамика и тенденции; становление информационной реальности, требующей деконструкции всей метафизики и прежде всего глубинной традиционно-философской антропологии с окончательным отказом от традиционной культуры и сформированного ей человека; отказ от различия между субъектом и объектом, означаемым и означающим, а в конечном итоге – между бессмысленным и смыслом; трансгуманизм и гуманология, новые биотехнические разработки, тенденции и глобальные цели развития «постметафизической» цивилизации с деконструкцией человека – всё это требует именно персоналистического социологического анализа и решения проблемы применимости к современности классических социологических и социально-философских разработок конца XIX – первой половины ХХ вв. В сложившихся условиях задача воссоздания человека, Homo sapiens, настоятельно требует обращения к теоретическому наследию русской и зарубежной социологической и философской классики, на основании которой, на наш взгляд, только и возможно рассмотреть болевые и узловые точки нынешней цивилизации, четко обозначить её цивилизационные тенденции и, главное, намерения и цели в отношении человека, личности, и поставить реальные задачи выживания человечества, сохранения и воссоздания лучших черт «человеческого в человеке», сильных моментов традиционной культуры и общества в современных условиях.
Факультет
Социологический факультет
Преподаватели
Где
Корпус социологического факультета, ауд. 406
Когда
Среда 15:10–16:40
Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 30
Самостоятельная [ч]: 6
Семестр
Осенний семестр 2016/2017 учебного года
Записалось / всего мест
6 / 400