Журналистика занимала особое место в жизни русского общества ХIХ века. В условиях самодержавия, отсутствия парламентских и иных форм публичного общения она стала единственной сферой, где был возможен трудный разговор власти и представителей различных социальных групп, равно как и диалог этих групп между собой.
Петр I нацелил Россию на модернизацию, эта тенденция оставалась приоритетной и в ХIХ веке, однако ее понимание как основы национальной идеи было неоднозначным. Многие моменты жизни России позапрошлого столетия созвучны нашему времени, что делает изучение печати тех лет, широко отразившей этот общественный диалог, актуальным.
Список лекций
I. Общественный диалог в России и его особенности (Что такое «общественный диалог» в России. Причины поиска национальной идеи в Х1Х в. Место журналистики в жизни общества. Когда она становится трибуной общественного диалога? Его участники. Понятие русской интеллигенции).
II. Государство как участник общественного диалога (Предложенные Петром I в газете «Ведомости» основы национальной идеи. Трансформация их к концу ХVIII в. Романовы в общественном диалоге века девятнадцатого. Трансляция через печать видения национальной идеи самодержавным государством).
III. Церковь и носители ее идей в общественном диалоге (Прокопович как участник складывавшегося социального диалога в эпоху Петра I. Православие в триаде постулатов «официальной народности». М. Катков и православие. Религиозные идеи в публицистике Ф. Достоевского. Церковь и В. Соловьев).
IV. Место исторического познания в поиске национальной идеи (Н. Карамзин: от истории к литературе, от публицистики к истории. Причины обращения к прошлому у общественных деятелей и журналистов девятнадцатого века. «Диалог» А. Пушкина и П.Чаадаева. История для «западников» и «славянофилов». Трансформация их идей к концу века).
V. Патриотизм и национальная идея в сознании участников общественного диалога («Беседа о том, что есть сын отечества» А. Радищева; использование заголовка этой статьи в названии журнала Н. Греча, начавшегося в 1812 г. Соотнесенность понятий патриот и гражданин. Истоки и причины «декабризма». Патриотизм в трактовке публицистов - идеологов «официальной народности» и их оппонентов. Крымская и Русско-турецкая войны в осознании участников общественного диалога. Ф. Достоевский и журнал «Вестник Европы»).
VI. Изучение опыта развития Запада для понимания русской национальной идеи, освещение европейских и американских событий в ходе общественного диалога (Русские публицисты об Американской революции 1775-1783 гг. и о Великой Французской революции. Восприятие идей парламентаризма, сущности республиканского государственного устройства. Сопоставление рабства в Америке и крепостничества в России. Отклики на Гражданскую войну в Соединенных Штатах. Освещение революции во Франции 1870-71 гг. Цензура против идей парламентаризма и конституционализма).
VII. Идеи антикапитализма и буржуазного прогресса в общественном диалоге (Полемика в печати периода подготовки Александровских реформ. Программные выступления представителей разных социальных кругов, их объективный смысл с точки зрения возможностей капитализации России. Капитализм и национальная идея в пореформенной печати. Антикапитализм как сущность народничества. Журнал «Русское богатство» 1890-х гг.).
VIII. Философские искания русской интеллигенции и общественный диалог (Немецкая классическая философия и воззрения русских публицистов. «Система» и диалектический метод Гегеля. Роль гегельянства для обоснования идеи естественности и объективности исторических перемен и обновления политических реалий. Материалистические тенденции во взглядах участников общественного диалога второй половины ХIХ века. Нравственный аспект философских исканий. «Разумный эгоизм» и его оппоненты).
IX. Культурный аспект общественного диалога в печати (Литературная критика – как главный компонент общественного диалога. Публицистическая и эстетическая критика в обсуждении национальной идеи. Искусство глазами журналистов и его творцов в развитии общественного диалога. Художественная, музыкальная и театральная критика о диалектике традиций и новаторства в развития искусства).
X. Научное познание и национальная идея в представлении участников общественного диалога (М. Ломоносов о роли науки и журналистики для прогресса общества. Развитие естественных наук и осознание социального смысла этого факта российскими публицистами. Нигилизм Д. Писарева. Наука и утилитаризм. Сила и опасность утилитаризма в выработке национальной идеи).
XI. Место образования в понимании сущности национальной идеи общественной мыслью России (Политика государства в деле образования и ее отражение в «Журнале министерства народного просвещения». Идеи демократизации образования в прогрессивной педагогике. Либеральная печать пореформенной России о роли образования в модернизации страны, прежде всего ее экономики. Социальный смысл демократической педагогики. Полемика в либеральных и демократических изданиях с идеологом «учебной» реформы 1871 года М. Катковым).
XII. Эмигрантская печать и общественный диалог (Было ли право у представителей эмиграции на национальную идею? Смысл «вольных» изданий А. Герцена. Полемика о роли государства между М. Бакуниным, П. Лавровым и П. Ткачевым. Их видение движущих сил истории)
XIII. Революционные идеи и их место в общественном диалоге (Когда в понимание национальной идеи входит революция? Причина появления революционных идей у интеллигенции. Революция как единственно возможный путь модернизации и революция как реальный и опасный исход непоследовательно проводимых реформ. Жесткая борьба правительственной цензуры с любым озвучиванием этого понятия).
XIV. Марксизм и национальная идея (Русская печать о «Капитале». Социал-демократические идеи в печати 1890-х гг. Марксизм в полемике с народничеством. Н. Михайловский, П. Струве и В. Ульянов о путях развития России. Трансформация их идей).
XV. Итоги.
Образцы вопросов к зачету
Причины поиска национальной идеи в Х1Х в.
Основы национальной идеи, предложенные Петром I в газете «Ведомости».
Православие в системе воззрений М. Каткова – активного участника общественного диалога.
Причины обращения к истории у публицистов Х1Х в.
Соотнесенность в русской печати понятий патриот и гражданин.
Правительственная цензура против идей парламентаризма и конституционализма.
Смысл программных выступлений в печати в период подготовки Александровских реформ в свете поисков национальной идеи.
Политика государства в области образования и отражение ее в «Журнале министерства народного просвещения».
Идея революции в общественном диалоге Х1Х века.
Автор: Стёпкин А. В.
Курс был прослушан мною с большим интересом, открыл для себя многих наших известных писателей с новой стороны - общественно-политических позиций. Большая благодарность Галине Сергеевне за отличную подачу материала.
Факультет
Факультет журналистики
Преподаватели
Где
Корпус факультета журналистики, ауд. 233
Когда
Среда 17:00–18:30
Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 30
Самостоятельная [ч]: 6
Семестр
Осенний семестр 2016/2017 учебного года
Записалось / всего мест
8 / 400