Цель курса: визуализация событий и образов российской истории через памятники изобразительного искусства.
Задачи курса:
- знакомство с памятниками изобразительного искусства, запечатлевшими то ли иное историческое событие или образ какого-либо деятеля прошлого.
- рассмотрение этих памятников в контексте общих исторических представлений эпохи вообще и взгляда на отображенное событие в частности.
- краткий анализ того, какое место рассматриваемое произведение занимает в творчестве того или иного художника.
В рамках курса планируется рассмотреть следующие проблемы:
- в каких случаях (и в какой степени) произведение изобразительного искусства может рассматриваться в качестве исторического источника, а в каких –фактом историографии.
- деятельность Академии Художеств в становлении исторической живописи в России, а также роль передвижников в этом процессе.
- насколько личное отношение художника к исторической личности или событию соотносится с принятыми историографическими установками эпохи.
- как разные художники отображали одно и то же историческое событие и какие общественно-политические установки за этим стоят.
В рамках чтения курса планируется также привлекать некоторые произведения художественной литературы. В частности, баллада А.К. Толстого «Василий Шибанов», являющаяся сама по себе уникальным произведением, позволяет лучше понять картины В.Г. Шварца и др. художников, посвященных чтению 1-го послания князя Андрея Курбского Ивану Грозному.
Что касается разделения на «источниковое» и «историографическое» знание, которое предоставляет историку то или иное произведение, то удобнее всего это показать на пример работ В.Г. Перова. Так его работы, посвященные современному ему времени («Тройка», «Охотники на привале» «Деревенский крестный ход на Пасху») могут рассматриваться как источники по теме социальной истории России середины –второй половины XIX в. Что касается его работы «Никита Пустосвят», то она может рассматриваться в контексте историографии второй половины XIX в. по проблеме Раскола русской православной церкви XVII в.
В этой связи практически каждый раздел начинается с анализа образов эпохи, созданных современниками, а затем –художниками, работавшими в более позднее время. В свою очередь, последние разделы представляют собой анализ картин художников, описывавших современную им эпоху.
Факультет
Исторический факультет
Преподаватели
Где
Шуваловский, ауд. Д1
Когда
Среда 15:10–16:40
Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12
Семестр
Осенний семестр 2024/2025 учебного года
Записалось / всего мест
99 / 100