Города - самые удивительные из творений человека. На территории города человеческий разум разрывает зависимость от природной череды событий, научается преодолевать естественные взаимосвязи вещей и обретает собственные формы существования, которые и направляют его развитие в дальнейшем. Именно городской ландшафт позволяет "выпрыгнуть из природы" не только самой человеческой популяции, но и тем "диким видам" животных и растений, которые активно осваивают городскую среду или уже завершили процесс синантропизации. "Дикие" виды-синантропы, синурбанисты, виды адвентивной флоры на территории города освобождаются от биоценотических ограничений, диктовавших им стратегию существования в природных сообществах, совершенно так же, как притяжение города освобождает деятельных иммигрантов с сельской периферии от довлеющей и ограничивающей инерции традиционного общества.
Фрагментация дорожной сетью и другими коммуникациями, рекреационная нагрузка, другие формы давления "городского ядра" на мозаику природных сообществ региона также нарушают биотические взаимосвязи в региональных экосистемах, высвобождая виды для самостоятельного существования в "осколках" трансформированных природных сообществ, как распространение городского образа жизни и культуры разрушает патриархальный уклад сельской периферии, обеспечивая атомизацию и повышая активность индивидов. Природные ландшафты, пусть даже сильно нарушенные и крайне изменённые человеком - закрытые системы, развивающиеся в сторону ещё большей закрытости, к ближайшей точке равновесия, когда минимален обмен системы веществом и энергией с соседними (восстановительная сукцессия).
Город как совокупность природных территорий и участков, техногенного ландшафта и городской популяции - система изначально открытая и проточная, развивающаяся в сторону ещё большей открытости и проточности, обеспечивающей постоянный подток ресурсов, необходимых городу для развития и, в случае необходимости, позволяющей с опережением переключаться с иссякающего ресурса на лучший заменитель (это относится и к людским, и к сырьевым, и к товарным ресурсам). Город – флюктуация, не просто обретшая устойчивость, но стабилизирующаяся за счёт нарастающей автономизации от среды. Этот механизм устойчивости свойственен не только "антропогенной" составляющей города (застройка, инфраструктура и человеческая популяция), но также присущ "диким видам" животных и растений, которые успешно осваивают городскую среду (синантропизация). Развитие этого механизма есть условие приобретения устойчивости теми элементами регионального биоразнообразия, которые самостоятельно проникают в городскую среду и устойчиво сохраняются в ней.
Поэтому устойчивые городские экосистемы оказываются частью "второй природы", формируемой человеком на территории города. Наравне с населением и промышленностью они существуют за счёт потока вещества и энергии, поступающего в городской ареал из области экологического следа (ecological footprint, понятие предложено Гербертом Жирарде, Herbert Girardet). Иначе они теряют устойчивость, природные сообщества деградируют, а отдельные виды вытесняются из города. Развитие города как проточной и не равновесной системы характеризуется постоянной угрозой накопления противоречий и рассогласования частей (в ходе восстановительной сукцессии природных сообществ картина противоположна). Для определённого качества городской среды обитания (не только человека, но и популяций "диких" видов биоты) наиболее существенно противоречие между ростом разнообразных возможностей и ресурсов для деятельности и запаздывающим ростом объёмов потребления природных ресурсов и падением эффективности их использования либо рекультивации. Особость городов как сложных систем определили формирование изучающей их специальной дисциплины - городской экологии (Urban Ecology, Stadtökologie). Она включает экологию города как особого типа ландшафта, закономерности трансформации природной среды и экосистем региона под воздействием развития городов, социальную экологию горожан (оценка качества городской среды как среды обитания человека, методы её оптимизации), экологические аспекты градостроительства и планировки, конструктивную экологию применительно к городским ландшафтам, санитарию и гигиену городской среды.
Это ставит практические задачи перед урбоэкологией: научиться насыщать экозащитными технологиями планируемый каркас и городскую ткань, внедрять и закреплять элементы дикой природы на территории города (задача конструктивной экологии и методов экологической реставрации), изменяя современный вектор городского развития с производства экологических и социальных рисков на формирование Экополиса (понятие введено А.А.Брудным в 1981 году).
Факультет
Биологический факультет
Преподаватели
Где
Биолого-почвенный, ауд. 519
Когда
Среда 15:10–16:40
Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12
Семестр
Осенний семестр 2024/2025 учебного года
Записалось / всего мест
18 / 60