Мозг и потребности человека
Биологический факультет

В курсе рассматриваются:

  • пищевая потребность (центры голода и насыщения; контроль аппетита и контроль веса; пища, как источник положительных эмоций; физиологическое значение различных компонентов пищи, их влияние на мозг);
  • исследовательская потребность (различные уровни любопытства – от рефлекса «что такое?» по Павлову до творческих процессов и юмора; роль поискового поведения; положительные эмоции, связанные с новизной, их механизмы);
  • потребность в безопасности (центры страха и тревожности; развитие стресса в мозге и на уровне целого организма; боль и врожденные оборонительные реакции; «выученные» страхи; чем полезен страх, как его можно контролировать);
  • родительская потребность (программы, определяющие взаимодействие матери и детеныша; роль гормональных факторов и запечатления образа новорожденного; материнская депрессия, нарушения детской привязанности);
  • потребность в размножении (биологический смысл полового процесса, его формы; половые феромоны; мозг, либидо и управление половым актом; физиологические факторы формирования любви, привязанности, верности);
  • потребность в подражании (двигательное подражание – «делай как»; подражание и обучение – передача информации в обход генов; подражание эмоциям, сопереживание и альтруизм; зеркальные нейроны, их функции);
  • агрессия (нападение как лучшая защита; агрессия, вызванная опасностью для жизни; агрессия и территориальное поведение; агрессия и половое поведение; материнская агрессия; агрессия и гормоны, гены агрессивности);
  • стайное поведение; становление иерархии в сообществах; стремление лидировать, подчиняться, а также представление о равенстве и справедливости в поведении животных и работе мозга;
  • регуляция гомеостаза (как мозг поддерживает постоянную температуру тела; на чем основаны управление дыханием и сердечно-сосудистая регуляция; почему так плохо без сна; что такое груминг).

В заключительной лекции курса дан обзор химических факторов (нейромедиаторов), обуславливающих генерацию положительных эмоций в случае удовлетворения биологических потребностей. Изучение нейромедиаторов позволяет создавать все новые группы лекарственных средств, корректирующих работу нервной системы, а также понять механизмы действия на мозг наркотических препаратов.

Объявления

Уважаемые слушатели! Все лекции МФК 18 октября отменяются в связи с Общеуниверситетским днём карьеры.
17 October 2023

Факультет
Биологический факультет

Преподаватели

Преподаватели

Дубынин Вячеслав Альбертович (профессор)

Где
Главное здание, ауд. 01

Когда
Среда 15:10–16:40

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12

Семестр
Осенний семестр 2023/2024 учебного года

Записалось / всего мест
259 / 300