Авторский межфакультетский курс является продолжением МФК «Мозг и потребности человека», прочитанного осенью 2020 года. В рамках курса планируется в популярной форме рассказать о принципах работы нервной системы на структурном, клеточном и молекулярном уровнях. Основное внимание будет уделено тем химическим веществам, с помощью которых в мозге человека передаются различные потоки информации – от органов чувств, к мышцам, в центрах памяти, эмоций и т.д. Именно эти вещества («нейромедиаторы») являются основой для создания психофармакологических препаратов, на них похожи многие яды и наркотики. Параллельно будет продолжен разговор об общих принципах функционирования нашего организма, различных нейро- и психопатологиях, воздействии на работу мозга гормонов, иммунной системы и многом другом. Большинство лекций курса посвящено способности нейромедиаторов не только определять психическое состояние человека, но также влиять на судьбы групп людей и целых государств. Будут рассмотрены:
•ацетилхолин: первый из открытых нейромедиаторов, благодаря которому сокращаются наши мышцы, нормализуется работа внутренних органов и головного мозга; на ацетилхолин похож никотин, на примере которого будут рассмотрены механизмы формирования наркотической зависимости;
•норадреналин: медиатор стресса и азарта; он заставляет сердце биться сильнее в предчувствии беды или драки, способствует сохранению памяти о победах и поражениях; на его основе созданы препараты, помогающие бороться со множеством заболеваний – от гипертонии и астмы до насморка;
•глутамат: вещество, известное как «усилитель вкуса», одновременно является главным нейромедиатором нашего мозга; с помощью глутамата работают центры памяти и передается информация от органов чувств, а его избыток губит нервные клетки (эпилепсия, болезнь Альцгеймера);
•ГАМК (гамма-аминомасляная кислота): нейромедиатор, блокирующий лишние информационные потоки, обеспечивающий наше внимание и двигательный контроль; похожие на ГАМК препараты способны успокоить и усыпить, но они же при передозировке останавливают дыхание;
•дофамин: отвечает за многие типы положительных эмоций; именно его действие имитируют кокаин и амфетамины – опаснейшие наркотики; чрезмерная активность дофамина в мозге способна провоцировать шизофрению и мании, для сдерживания которых изобретены нейролептики;
•серотонин: вещество, порой называемое «гормоном счастья», на самом деле тормозит центры отрицательных эмоций и борется с депрессией; препараты, нарушающие работу серотонина в мозге, способны вызвать галлюцинации (ЛСД и другие психоделики);
•опиоидные пептиды: эффективно контролируют боль и положительные эмоции; вещества, похожие на них (морфин, героин), являются самыми мощными анальгетиками и самыми «желанными» наркотиками, вызывая сильнейшую эйфорию и чрезвычайно быстрое привыкание;
•аденозин: вырабатывается при утомлении, и его появление интерпретируется мозгом как сигнал усталости; действию аденозина на нервные клетки мешает кофеин – самый употребляемый человечеством психотропный препарат; и т.д.
Особая лекция цикла будет посвящена алкоголю (этиловому спирту). Хотя он и не является медиатором, действие этилового спирта на мозг опосредуют ГАМК и дофамин, они же отвечают за формирование алкогольной зависимости. Будут рассмотрены причины индивидуальной реакции на алкоголь, непереносимость алкоголя и т.д.
Автор: Стекольникова Т. С.
Через два часа курс полностью укомплектован?.. Можно ли расширить количество слушателей, потому что не у всех есть возможность в минуту открытия регистрации записаться? Буду благодарна, потому что не первый семестр пытаюсь стать слушателем курса В. А. Дубынина
Online-курс
Факультет
Биологический факультет
Преподаватели
Где
онлайн-курс, ауд. онлайн-курс
Когда
Среда 15:10–16:40
Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12
Семестр
Весенний семестр 2020/2021 учебного года
Записалось / всего мест
245 / 300