Новости: как создается информационная картина мира
Факультет мировой политики

Цели и задачи курса


Предметом курса «Новости: как создаётся информационная картина мира» являются особенности создания, каналы распространения и лингвомедийные средства интерпретации новостных сообщений, функционирующих в мировом информационном пространстве. В условиях постоянного совершенствования медиа коммуникаций и усиливающегося информационного противостояния происходит заметное размывание сложившихся журналистских жанров, в требующих объективности новостных текстах всё чаще превалирует мнение и комментарий. В результате информационная картина мира становится всё более противоречивой, фрагментарной и «загрязнённой», что привело к распространению понятий «фейковые новости» (fake news) и «эпоха пост-правды» (post-truth).

Основная цель курса состоит в том, чтобы дать учащимся всестороннее комплексное представление об особенностях производства и распространения новостей, о ключевых свойствах и способах лингвомедийного конструирования событий на материале русского и английского языков, и на этой основе развить навыки критического восприятия и оценки современного новостного дискурса.

В задачи курса входит рассмотрение таких вопросов, как: роль новостей в общей системе массмедийного дискурса, информационная модель и критерии новостной ценности, лингвоформатные свойства и характеристики новостных текстов, национальные проекты новостного вещания в мировом медиа пространстве, деятельность ведущих информационных агентств, медиаэкологический подход к формированию информационной картины мира, концепция медиаграмотности.


Краткая тематика курса


  1. Новостной текст как базовый компонент массмедийного дискурса. Основные лингвоформатные признаки новостного текста. Информационно-вещательный стиль и идеологическая модальность.
  2. Процесс формирования новостного потока, применение информационной модели для анализа новостного дисукрса.
  3. Что такое agenda setting, или как формируется новостная повестка дня.

Критерии новостной ценности. Принципы отбора событий для

последующего освещения.

  1. Лингвомедийные способы конструирования события. Механизмы интерпретации новости на языковом и медийном уровнях. Способы

сочетания вербальной и медийной части сообщения – иллюстрация,

дополнение, коннотация, ассоциация, контраст.

  1. Структурно-тематическая организация новостного потока. Темы

постоянного и интенсивного освещения. Понятие универсальных и

культурно- специфических топиков.

  1. Роль крупных мировых информационных агентств – Reuter, Bloomberg, AFP, ИТАР-ТАСС, ВВС, Синьхуа и т.д. в формировании информационной картины мира
  2. Национальные проекты новостного вещания в мировом информационном пространстве вещания как способ расширения влияния в мировом информационном пространстве. Анализ информационной деятельности BBC World, CNN,
  3. Национальные проекты новостного вещания в мировом информационном пространстве: Al Jazeera, CCTV, CGTN, Deutche Welle, France 24.
  4. Российские проекты иновещания: Russia Today (RT), Sputnik - особенности работы на международной арене в условиях санкционного давления.
  5. Понятие «фейковые новости» (fake news) и post-truth. Виды и способы идентификации фейковых новостей. Концепция медиаэкологии и медиаграмотности.
  6. Альтернативные новости против «мейнстрим»: анализ альтернативных проектов новостного вещания в России и США (Meduza, Global research.com, Projectcensored и т.д.)
  7. Методы анализа новостного дискурса. Лингвостилистический, контент-анализ, метод дискурсивного анализа, метод когнитивного анализа, метод лингвокультурологического анализа, case study - метод выявления политико-идеологических интерпретаций.


Вопросы для итогового контроля

(устный зачёт или письменный реферат)


  1. Анализ современных тенденций в развитии новостного дискурса.
  2. Лингвостилистические особенности новостных текстов в прессе
  3. Лингвомедийные свойства новостных текстов в Интернете
  4. Новостные программы на телевидении – лингвомедийное конструирование события.
  5. Анализ новостной деятельности информационного агентства по выбору учащегося (Reuter, Bloomberg, AFP, ИТАР-ТАСС, ВВС, Синьхуа и т.д.)
  6. Анализ национального проекта новостного вещания в мировом информационном пространстве вещания по выбору учащегося (BBC World, CNN, Al Jazeera, CCTV, CGTN, Deutche Welle, France 24 и т.д.)
  7. Анализ новостной деятельности российский проектов иновещания – RT (Russia Today) и Sputnik
  8. Национально-этнические стереотипы в британском новостном дискурсе (российском, немецком, и т.д.).
  9. Образ России в зарубежных новостных медиа СМИ (на конкретном материале по выбору учащегося)
  10. Образ страны изучаемого языка (по выбору учащегося) в российском новостном дискурсе.
  11. Национально-культурные особенности современного российского новостного дискурса (британского, американского, испанского и т.д.)
  12. Case study – особенности освещения конкретного события различными новостными медиа
  13. Интерпретационные свойства новостных текстов (на материале освещения одного и того события СМИ различной политической направленности).
  14. Актуальные темы новостной повестки дня в освещении российских и зарубежных СМИ (по выбору учащегося). Например, «Иммиграционные процессы в Европе в освещении британской качественной прессы» или «Репрезентация Brexit во французской прессе» и т.п.
  15. Анализ информационной деятельности альтернативных новостных медиа проектов
  16. Критический анализ новостных текстов категории fake news на самостоятельно подобранном материале.

Факультет
Факультет мировой политики

Преподаватели

Преподаватели

Добросклонская Татьяна Георгиевна (профессор)

Где
1 учебный корпус, ауд. П-4

Когда
Среда 15:10–16:40

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 30
Самостоятельная [ч]: 6

Семестр
Весенний семестр 2018/2019 учебного года

Записалось / всего мест
13 / 300