Цели
и задачи курса
Предметом
курса «Новости: как создаётся информационная
картина мира» являются особенности
создания, каналы распространения и
лингвомедийные средства интерпретации
новостных сообщений, функционирующих
в мировом информационном пространстве.
В условиях постоянного совершенствования
медиа коммуникаций и усиливающегося
информационного противостояния
происходит заметное размывание
сложившихся журналистских жанров, в
требующих объективности новостных
текстах всё чаще превалирует мнение и
комментарий. В результате информационная
картина мира становится всё более
противоречивой, фрагментарной и
«загрязнённой», что привело к
распространению понятий «фейковые
новости» (fake
news)
и «эпоха пост-правды» (post-truth).
Основная цель
курса состоит в том, чтобы дать учащимся
всестороннее комплексное представление
об особенностях производства и
распространения новостей, о ключевых
свойствах и способах лингвомедийного
конструирования событий на материале
русского и английского языков, и на этой
основе развить навыки критического
восприятия и оценки современного
новостного дискурса.
В задачи
курса входит рассмотрение таких вопросов,
как: роль новостей в общей системе
массмедийного дискурса, информационная
модель и критерии новостной ценности,
лингвоформатные свойства и характеристики
новостных текстов, национальные проекты
новостного вещания в мировом медиа
пространстве, деятельность ведущих
информационных агентств, медиаэкологический
подход к формированию информационной
картины мира, концепция медиаграмотности.
Краткая тематика
курса
-
Новостной текст
как базовый компонент массмедийного
дискурса. Основные лингвоформатные
признаки новостного текста.
Информационно-вещательный стиль и
идеологическая модальность.
-
Процесс формирования
новостного потока, применение
информационной модели для анализа
новостного дисукрса.
-
Что такое agenda
setting,
или как формируется новостная повестка
дня.
Критерии
новостной ценности. Принципы отбора
событий для
последующего
освещения.
-
Лингвомедийные
способы конструирования события.
Механизмы интерпретации новости на
языковом и медийном уровнях. Способы
сочетания вербальной
и медийной части сообщения – иллюстрация,
дополнение,
коннотация, ассоциация, контраст.
-
Структурно-тематическая
организация новостного потока. Темы
постоянного и
интенсивного освещения. Понятие
универсальных и
культурно-
специфических топиков.
-
Роль крупных
мировых информационных агентств –
Reuter,
Bloomberg,
AFP,
ИТАР-ТАСС, ВВС, Синьхуа и т.д. в формировании
информационной картины мира
-
Национальные
проекты новостного вещания в мировом
информационном пространстве вещания
как способ расширения влияния в мировом
информационном пространстве. Анализ
информационной деятельности BBC World,
CNN,
-
Национальные
проекты новостного вещания в мировом
информационном пространстве: Al
Jazeera,
CCTV,
CGTN,
Deutche
Welle,
France
24.
-
Российские проекты
иновещания: Russia
Today
(RT),
Sputnik
- особенности работы на международной
арене в условиях санкционного давления.
-
Понятие «фейковые
новости» (fake
news)
и post-truth.
Виды и способы идентификации фейковых
новостей. Концепция медиаэкологии и
медиаграмотности.
-
Альтернативные
новости против «мейнстрим»: анализ
альтернативных проектов новостного
вещания в России и США (Meduza,
Global
research.com,
Projectcensored
и т.д.)
-
Методы анализа
новостного дискурса. Лингвостилистический,
контент-анализ, метод дискурсивного
анализа, метод когнитивного анализа,
метод лингвокультурологического
анализа, case study - метод выявления
политико-идеологических интерпретаций.
Вопросы
для итогового контроля
(устный
зачёт или письменный реферат)
-
Анализ современных
тенденций в развитии новостного
дискурса.
-
Лингвостилистические
особенности новостных текстов в прессе
-
Лингвомедийные
свойства новостных текстов в Интернете
-
Новостные программы
на телевидении – лингвомедийное
конструирование события.
-
Анализ новостной
деятельности информационного агентства
по выбору учащегося (Reuter,
Bloomberg,
AFP,
ИТАР-ТАСС, ВВС, Синьхуа и т.д.)
-
Анализ национального
проекта новостного вещания в мировом
информационном пространстве вещания
по выбору учащегося (BBC World, CNN, Al
Jazeera,
CCTV,
CGTN,
Deutche
Welle,
France
24 и т.д.)
-
Анализ новостной
деятельности российский проектов
иновещания – RT
(Russia
Today)
и Sputnik
-
Национально-этнические
стереотипы в британском новостном
дискурсе (российском, немецком, и т.д.).
-
Образ России в
зарубежных новостных медиа СМИ (на
конкретном материале по выбору учащегося)
-
Образ страны
изучаемого языка (по выбору учащегося)
в российском новостном дискурсе.
-
Национально-культурные
особенности современного российского
новостного дискурса (британского,
американского, испанского и т.д.)
-
Case
study
– особенности освещения конкретного
события различными новостными медиа
-
Интерпретационные
свойства новостных текстов (на материале
освещения одного и того события СМИ
различной политической направленности).
-
Актуальные темы
новостной повестки дня в освещении
российских и зарубежных СМИ (по выбору
учащегося). Например, «Иммиграционные
процессы в Европе в освещении британской
качественной прессы» или «Репрезентация
Brexit
во французской прессе» и т.п.
-
Анализ информационной
деятельности альтернативных новостных
медиа проектов
-
Критический
анализ новостных текстов категории
fake
news
на самостоятельно подобранном материале.