Этика Б. Спинозы: мистика и дух геометрии
Философский факультет

В курсе делается попытка историко-философского анализа и морального истолкования основных идей «Этики» – главного произведения голландского мыслителя XVII века Баруха (Бенедикта) Спинозы. Основная тема нашего курса – раскрытие смысла двух в определенном смысле противоположных и одновременно чрезвычайно близких друг другу мотивов в миропонимании Спинозы – мистического и геометрического. Наша задача будет заключаться в том, чтобы обнаружить точки соприкосновения мистики и геометрии, а также обозначить расходящиеся векторы их движения в пространстве метафизики Спинозы. Ключ к их пониманию можно видеть в тех духовных основах, на которые опиралась мысль Спинозы. Это, прежде всего, еврейская религиозно-философская традиция, включающая в себя священные тексты еврейского религиозного канона, комментарии к ним и, что особенно важно для формирования философского гения Спинозы, – сочинения средневековых арабских и еврейских мыслителей, в частности, Маймонида, усвоивших уроки античной метафизики. Наряду с каббалистической литературой они составили ту духовную почву, которая, как представляется, преимущественно питала мистический элемент в мышлении Спинозы. Это не исключает и того, что интеллектуальная его компонента также в значительной мере формировалась под влиянием сочинений этих выдающихся мыслителей. Огромное, иногда определяющее значение имело для этики Спинозы наследие античной и средневековой европейской философии как в ее мистической (неоплатонизм), так и в рационалистической версиях (Аристотель). Интереснейшая составляющая философской системы Спинозы, во многом определяющая формальные критерии ее построения, – это схоластика. Характерно, что многие идеи классической схоластики (Фома Аквинский) и Второй схоластики (Франсиско Суарес) Спиноза мог воспринять через сочинения Декарта. Если же говорить о духе геометрии, который пронизывает «Этику» Спинозы и составляет ее формальную основу (это бросается в глаза при первом же знакомстве с текстом трактата), то здесь Спиноза мог быть благодарен не только Декарту, но и всей античной философии, ведь античный логос невозможно представить без математики.

Важно то, что для Спинозы оппозиция мистики и геометрии мыслилась как живое единство, в чем-то близкое единству содержания и формы. А насколько ему удалось реализовать этот замысел, можно будет узнать уже в процессе чтения нашего курса. Еще одна загадка, которую мы попытаемся разгадать, – это то, какую роль в этике могут играть мистика и геометрия.

Факультет
Философский факультет

Преподаватели

Преподаватели

Гаджикурбанов Аслан Гусаевич (доцент)

Где
Шуваловский корпус, ауд. Г-553

Когда
Среда 15:10–16:40

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 30
Самостоятельная [ч]: 6

Семестр
Осенний семестр 2017/2018 учебного года

Записалось / всего мест
13 / 300