Этнография советского: менталитет, повседневность, созданные традиции
Исторический факультет

Прошло уже более 20 лет с того времени, когда прекратил свое существование Советский Союз. Ушла в прошлое целая эпоха. Для молодого человека, живущего в начале XXI века, она всего лишь часть истории нашей страны. А между тем, в смысле динамики этнокультурных процессов эта эпоха была полна своих сложностей, интересных поворотов, удивительных феноменов. В СССР в силу особенностей его формирования и становления как многонационального и при этом унитарного, долгое время почти изолированного от внешнего мира государства, протекали своеобразные по содержанию и интенсивности процессы, обусловившие особые пути развития традиционной культуры. Существование «советского образа жизни» является уникальным проектом «эпохи модерна» в общемировом контексте. В то же время «советский» социокультурный комплекс стал своеобразным континентально-региональным проектом, главным содержанием которого стала ускоренная модернизация жизни и культуры народов бывшей Российской империи, ставших жителями СССР. Именно так принято рассматривать все «советское». Вместе с тем, в советскую эпоху продолжали существовать и «традиционные общества» на Русском Севере, Кавказе, в Средней Азии и Сибири. Динамика взаимоотношений государства с этими обществами, характер и результаты взаимодействия традиции и новаций общегосударственного масштаба - основной объект рассмотрения в предлагаемом лекционном курсе.

Этнографический ракурс позволяет развеять некоторые распространённые мифы о советском прошлом. Материал курса призван продемонстрировать региональные особенности советской модернизации и предлагает слушателям найти ответы на многие сложные вопросы. Чем отличались процессы урбанизации в Центральной России от сходных по содержанию процессов в других регионах? Как строились взаимоотношения государства и религии на уровне повседневных практик граждан? Что такое «народное православие» и «бытовой ислам»? Как в традиционное искусство и материальную культуру народов России проникли государственные символы Российской империи, затем Советского Союза. Почему и в настоящее время некоторые из них воспринимаются как «исконные»? Правда ли то, что во многом благодаря национальной политике Советского государства возникли народы Средней Азии, жители которой до 1917 года имели совершенно иную структуру идентичности? В чём суть «традиционализма» и как советское государство конструировало институты «национальные по форме – социалистические по содержанию»? Что на самом деле стоит за сегодняшней коллективной ностальгией по советскому прошлому?

Факультет
Исторический факультет

Преподаватели

Преподаватели

Туторский Андрей Владимирович (доцент)
Ларина Елена Игоревна (доцент)

Где
Шуваловский корпус, ауд. Е-150

Когда
Среда 17:00–18:30

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 26
Самостоятельная [ч]: 10

Семестр
Осенний семестр 2017/2018 учебного года

Записалось / всего мест
36 / 300