Цели курса:
- познакомиться с практическими аспектами новейших направлений лингвистики – лингвистической прагматики, теории речевой деятельности, семантики текста;
- на основе полученных знаний выработать навыки понимания скрытых целей коммуникации, выявления непрямых средств и приемов речевого воздействия;
- научиться использовать знания и навыки для реализации своих коммуникативных намерений.
Курс направлен на развитие у учащихся критического мышления, формирование навыков анализировать и оценивать цели коммуникации в общественно-политической сфере и выбирать оптимальные коммуникативные стратегии в профессиональной деятельности на основе познавательных и объяснительных возможностей лингвистической теории.
На материале политических акций (предвыборные кампании разного уровня, выступления политических деятелей) и публикаций в средствах массовой коммуникации учимся пониманию текста (вернее, подтекста), пониманию скрытых намерений субъекта речи – политика, государственного деятеля, автора газетной публикации или рекламы, собеседника. Результаты помогут сформулировать «правила хорошего текста» для тех, кому приходится говорить и убеждать, создавать профессионально грамотные тексты, обеспечивающие желаемый эффект в публичной коммуникации.
В курсе рассматриваются, в частности, следующие общие вопросы: речь как деятельность (субъект и объект речи, целенаправленность, стратегия и тактика речевой деятельности; взаимодействие в речи участников коммуникации с позиций лингвистической прагматики; явные и скрытые цели высказывания, прямые и косвенные речевые акты, выбор стратегии и тактики в соответствии с целью высказывания.
На основе совместного анализа конкретных текстов обсуждается выбор речевой стратегии и тактики в политической борьбе. Критически оценивается речевая составляющая некоторых президентских и парламентских избирательных кампаний, предвыборные слоганы. Основное внимание уделяется критическому анализу газетно-публицистического текста: определению интенции, речевой стратегии и речевой тактики, оценке успешности речевых приемов.
Совместно со слушателями вырабатывается классификация непрямых (косвенных средств) речевого воздействия в публицистических текстах. Отдельные средства и приемы косвенного речевого воздействия рассматриваются более детально: косвенная количественная оценка в речевой и логической структуре интенционального текста; оценочные компоненты номинации; градация; модальность на службе интенции; прецедентный текст в интенциональной структуре коммуникации, способы введения элементов информации, создание искусственного противоречия и др.
Факультет
Филологический факультет
Преподаватели
Где
1 учебный корпус, ауд. П-7
Когда
Среда 15:10–16:40
Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12
Семестр
Весенний семестр 2022/2023 учебного года
Записалось / всего мест
47 / 150