Коммуникация животных и язык человека
Биологический факультет

Биокоммуникация - общение животных с помощью различного рода сигналов. Генерировать сигнал могут специальные органы (голосовой аппарат, пахучие железы и др.) или форма тела, поза, окраска, поведение животного и т.п. Различают сигналы специфические (химические, механические, звуковые, оптические, электрические, термические и др.) и неспецифические – сопутствующие жизнедеятельности. Биокоммуникация обеспечивает защиту животных от врагов (часто используется для их дезинформации) и неблагоприятных факторов среды, облегчает поиск корма, особей противоположного пола, общение родителей и потомства, регулирует внутри– и межвидовые взаимодействия и др.

В отличие от коммуникативных систем животных, язык человека служит не только средством передачи информации, но и аппаратом ее переработки. Он необходим для обеспечения высшей когнитивной функции человека — абстрактно-логического (вербального) мышления. Язык человека — это открытая система, запас сигналов в которой практически неограничен, в то время как число сигналов в репертуаре естественных языков животных невелико. Звуковая речь лишь одно из средств реализации функций языка человека, который имеет также и другие формы выражения, например, различные системы жестов, т.е. языки глухонемых.

В настоящее время наличие зачатков второй сигнальной системы исследуют у приматов, а также у некоторых других видов высокоорганизованных животных: дельфинов, попугаев, а также врановых птиц.

Исследования последних лет подтвердили правоту Чарльза Дарвина и убедительно продемонстрировали, что песня птиц действительно может рассматриваться как близкий структурный аналог языка. Сформировавшиеся в процессе эволюции способности птиц к вокальному обучению и высокое совершенство их голосового аппарата обусловили появление у них уникальной системы акустической коммуникации. Пение является одним из важнейших атрибутов жизни птиц. Обладая сложной структурой, песня выполняет разные, иногда противоречивые функции. Среди всех изученных к настоящему времени систем общения животных песня птиц выглядит наиболее точной имитацией некоторых поведенческих и физиологических паттернов речи и, похоже, справедливо рассматривается как привлекательная модель для исследований принципов построения и путей эволюции сигнально-информационных систем, включающих механизмы генетической детерминации, вокального обучения, обширные акустические репертуары и их сложную синтаксическую организацию.

У различных представителей класса насекомых существует сложная и разнообразная система коммуникационных сигналов, включающих как химические, так и разнообразные акустические сигналы. Так, система танца у медоносной пчелы основана на передаче информации с использованием сложных движений, звуковых сигналов, благодаря которым насекомые передают информацию о местоположении цветов, расстояния до них, а также проводят корректировку с учетом времени суток.

Рыбы используют по крайней мере три типа коммуникативных сигналов: звуковые, зрительные и химические, часто их комбинируя. Звуковые сигналы используются для сбора в стаю, как приглашение к размножению, для защиты территории, а также как способ распознавания.

Гипотеза Дарвина о наличии зачатков мышления у животных вызвала жесткую дискуссию и прошла более чем вековой путь преодоления скепсиса и даже полного отрицания. К настоящему времени проведено немало экспериментов, которые исследовали мыслительные способности обезьян и обнаружили у животных то, что еще полвека назад считали присущим исключительно человеку. Исследование поведения обезьян в процессе обучения языкам-посредникам (как проявления наиболее сложных когнитивных и коммуникативных функций) важно для понимания эволюции поведения. Оно позволяет оценить, какие элементы коммуникативных процессов у животных и в какой степени предшествовали появлению речи человека.

Факультет
Биологический факультет

Преподаватели

Преподаватели

Иваницкий Владимир Викторович (профессор)
Бёме Ирина Рюриковна (профессор)
Володин Илья Александрович (старший научный сотрудник)
Касумян Александр Ованесович (профессор)
Горецкая Мария Яковлевна
Корсуновская Ольга Сергеевна (старший научный сотрудник)
Марова-Кляйнбуб Ирина Михайловна

Где
Биолого-почвенный корпус, ауд. ББА

Когда
Среда 17:00–18:30

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12

Семестр
Весенний семестр 2022/2023 учебного года

Записалось / всего мест
14 / 150