Мозг: как он устроен и работает
Биологический факультет

Предлагаемый вниманию студентов МГУ межфакультетский курс «Мозг: как он устроен и работает» представляет собой принципиально обновленный лекционный комплекс, который открывает цикл из четырех МФК (остальные три: «Мозг: сенсорные и двигательные системы», «Мозг и потребности человека», «Химия мозга: нейромедиаторы и психотропне препараты»).

В рамках курса «Мозг: как он устроен и работает» планируется в популярной форме рассказать об анатомической организации и деятельности основных блоков нервной системы человека. Отдельные лекции будут посвящены центрам памяти, потребностей и эмоций, сна и бодрствования. Кроме того, будет рассмотрена работа «высших вычислительных структур» нашего мозга – ассоциативных отделов коры больших полушарий, обеспечивающих мышление и принятие решений. Предлагаемое распределение тематики лекций базируется на представлении о «функциональных системах» организма, предложенном академиком П.К. Анохиным. Применение данного подхода позволяет сформировать у слушателей целостное представление о работе нервной системы человека как при решении относительно простых задач (когда используются в основном врожденно заданные системы нейронов), так и при появлении сложнейших адаптаций, требующих обучения и «конструирования» информационно-речевой модели мира.

В пределах каждой темы планируется рассматривать феномены и процессы, протекающие на разных уровнях организации нервной системы: молекулярном, клеточном, синаптическом, уровне нейросетей и крупных структурных блоков (таких, как гиппокамп, гипоталамус, ядра среднего и заднего мозга, различные зоны базальных ганглиев и коры больших полушарий). Значительное внимание будет уделено методам изучения нервной системы (от классических до наиболее современных), истории развития ключевых нейрофизиологических концепций, онтогенезу мозга, патологическим проявлениям деятельности нервной системы.

Первые четыре лекции курса носят функционально-анатомический характер. В них рассматриваются нервная ткань, развитие (онтогенез) центральной нервной системы, строение и деятельность спинного мозга. Затем акцент переносится на головной мозг, и последовательно описываются структуры заднего (в том числе – мозжечок), среднего и переднего мозга (промежуточный мозг и большие полушария). Чисто анатомический материал, позволяющий представить «в объеме» строение ЦНС, служит в данном случае, прежде всего, основой для описания функций и взаимодействия различных зон, ядер и трактов нервной системы.

Второй раздел курса (лекции 5-10) посвящен различным аспектам физиологии мозга – связи как отдельных нейронов и синапсов, так и крупных структур с организацией поведения человека и животных, поддержанием гомеостаза, обучением и адаптацией к окружающей среде. Последовательно рассматриваются:

  • клеточные и синаптические механизмы активности нейронов и нейросетей; основные события на электрическом (потенциалы действия) и химическом (нейромедиаторы) уровнях;
  • деятельность центров потребностей и мотиваций, положительного и отрицательного подкрепления, активация которых является важнейшим условием обучения (питание, размножение и уход за потомством, безопасность);
  • механизмы (молекулярные и синаптические) кратковременной памяти; феномен суммации как самого «быстротекущего» типа обучения; значение круга Пейпеза и входящих в его состав структур (прежде всего, гиппокампа);
  • механизмы долговременной памяти – не только ассоциативной («Павловской»), но и протекающей по принципу импринтинга; важность процессов «негативного обучения» - условного торможения по И.П. Павлову;
  • специфика и значение стадий сна; от гигиены сна до молекулярных механизмов работы наших «биологических чесов»; ЭЭГ-исследования сна; представления о роли глимфатической системы, парадоксального сна, сновидений;
  • деятельность ассоциативной теменной коры, как главнейшего центра «обучения» речевых нейронов и области, связанной с мышлением; функционирование ассоциативной лобной коры – высшего «командира» нашего мозга, реализующего выбор и запуск поведенческих программ; роль поясной извилины.

Заключительные две лекции носят обобщающий характер: с применением знаний, полученных слушателями, рассматривают нейробиологические основы одаренности (тема 11; врожденно заданные предпосылки одаренности и различные аспекты ее развития) и восприятия искусства (тема 12; роль зеркальных нейронов эмпатии и поведенческого подражания, зрительных и слуховых центров, центров любопытства, деятельность которых во много лежит в основе творческих процессов, характерных для нашего мозга).

В основе МФК – курс «Физиология центральной нервной системы» для студентов факультета психологии МГУ, а также курсы «Физиология ЦНС» и «Сравнительная физиология ЦНС» для студентов-физиологов биологического факультета МГУ.

Объявления

Уважаемые слушатели курса "Мозг: как он устроен и работает"! В таблице (см. раздел "Материалы") представлены данные вновь созданных аккаунтов для всех записавшихся на курс "Мозг: как он устроен и работает" студентов. Те студенты, про которых мы уверенно знаем, что аккаунт в системе у них уже был, в таблице не найдут своих имён. Им лишь следует убедиться, что они имеют доступ к своему аккаунту; действия по инструкции выполнять не обязательно. Если доступ к аккаунту утрачен - обратитесь к системному администратору факультета или пишите на vnv-rus.y@lecturer.msu.ru. Те студенты, которые имеют уже аккаунты в нашей системе, тоже должны искать своё имя в таблице. Если вы всё-таки обнаружили своё имя в таблице, вы не должны активировать новый аккаунт и должны написать мне об этом факте на vnv-rus.y@lecturer.msu.ru. Наличие двух аккаунтов у одного человека приводит к неприятным коллизиям в системе. За счёт этих коллизий можно запросто словить "неявку" во время сессии: преподаватель будет обращаться к вам через один аккаунт, в то время как вы будете пользоваться другим. Кроме того, это вдвое снижает вашу статистику посещаемости... Что со всеми этими данными делать написано в приложенной инструкции (раздел "Материалы). Выполнение всех действий по инструкции занимает обычно менее 15 минут. Тем, у кого аккаунт уже существует, действовать строго по инструкции необязательно, но к курсу обязательно нужно присоединиться. Как это сделать описано ниже. Инструкция немного устарела: в ней сказано, что пользователь не может сам восстановить пароль, а уже примерно полгода такая возможность есть. Для того, чтобы иметь возможность воспользоваться этой функцией, нужно будет сообщить системе свой обычный мейл и телефон, на который можно прислать SMS. И то, и другое будет использоваться при первом входе в систему и при восстановлении пароля. Пожалуйста, обратите внимание, что вам предоставлена почта в домене student.msu.ru. Не пренебрегайте ей: многим из вас система на эту почту будет отправлять ряд сообщений, которые важны для вас. Во всём остальном — это обычная почта, просто её удобно использовать по учебным вопросам. У каждого преподавателя тоже есть похожая, поэтому переписка по учебным вопросам будет вестись в пределах одного сервера. Общение может происходить и в чате системы; многие сообщения система дублирует в ваш персональный чат канал. Кроме действий по инструкции, приложенной к письму, все студенты должны зарегистрироваться на курс, после чего они получат доступ к виртуальным аудиториям. Для того, чтобы "прикрепиться" к курсу МФК 2021/2022 года, нужно войти в Teams с помощью своего обычного пароля, выбрать кнопку "Присоединиться или создать команду" (обычно в правом верхнем углу экрана "Команды"), затем воспользоваться кнопкой "Присоединиться к команде по коду", подставив код "84dt3y8". После совершения этих действий вам станет доступна команда "МФК. Мозг: как он устроен и работает", где и будут проводиться занятия. Лекции будут проходить в "Аудитории потоковых лекций". Запланированные для вас занятия в Teams можно увидеть в календаре, который открывается по нажатию на соответствующую кнопку в экранном меню Teams. Не торопитесь нажимать на новые для вас кнопки, которые вы увидите на экране во время лекции. Действие некоторых из них может существенно помешать лектору. Если вам хочется детальнее познакомиться с интерфейсом программы, вы можете создать свою собственную встречу в "Аудитории для тестирования подключений". В принципе, доступ к Teams можно получить и из браузера, и со смартфона. Если это используется для обычных переговоров - всё в порядке, а вот для целей обучения возможностей браузера и смартфона не хватит: в них пока просто не реализован ряд функций, использование которых может потребоваться на занятиях. Во всех случаях для участия в интерактивных занятиях предпочтительно использовать стационарный компьютер или ноутбук с установленной программой Teams. По всем вопросам, связанным с работой системы (утрачен пароль, для вас система сформировала неверное имя, система перестала работать на устройстве и т.п.), пожалуйста обращайтесь по адресу vnv-rus.y@lecturer.msu.ru (Вячеслав Нинельевич Воробьев).
07 октября 2021
Обратите, пожалуйста, внимание! Слушатели, не получившие доступ к аккаунту, смогут увидеть первую лекцию в записи после регистрации в Teams.
06 октября 2021
Внимание! При загрузке информации произошла большая ошибка! Вся информация заменена, таблица сейчас содержит актуальную информацию! Инструкция и код подключения верные, ими можно пользоваться. Если вы не успеваете проделать всё по инструкции или всё-таки не находите себя в таблице, вы можете посмотреть впоследствии запись. Для участия в лекции в статусе гостя вы можете присоединиться по ссылке: https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3abe1e4824208c4eb09f797c64e5317e79%40thread.tacv2/1633459263572?context=%7b%22Tid%22%3a%2267031d72-445a-40e5-84c0-56a0e6efd213%22%2c%22Oid%22%3a%2209ec6b7e-f7b5-4b33-9776-dc47d4b10a53%22%7d
06 октября 2021
Уважаемые слушатели! В разделе "Материалы" размещён дополнительный список записавшихся (на момент 14 ч 20 мин 13 октября) с паролями. Далее следуйте инструкции (см. выше). При любых затруднениях обращайтесь по адресу vnv-rus.y@lecturer.msu.ru.
13 октября 2021
В разделе "Материалы" можно ознакомиться со списком слушателей, у которых уже имелись аккаунты. Необходимо убедиться, что они действующие. При любых затруднениях следует писать по адресу vnv-rus.y@lecturer.msu.ru.
13 октября 2021

Online-курс 

Факультет
Биологический факультет

Преподаватели

Преподаватели

Дубынин Вячеслав Альбертович (профессор)

Где
онлайн-курс, ауд. -

Когда
Среда 17:00–18:30

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12

Семестр
Осенний семестр 2021/2022 учебного года

Записалось / всего мест
177 / 290