Песни русских бардов в медиамире (1950-1980-е годы)
Факультет журналистики

Межфакультетский курс посвящен социально значимому явлению советский культуры 1950—1980-х годов – так называемой авторской (или самодеятельной) песне. Возникнув на фоне т.н «советской массовой песни», распространявшейся всеми СМИ страны, она поначалу была очень замкнутым явлением, практически не выходившим за пределы небольших групп городской интеллигенции (студенты, литераторы, театральные деятели, туристы и альпинисты и т.д.), объединявшихся вокруг ярких индивидуальностей, самостоятельно сочинявших и/или исполнявших не закрепленные официально песни. Во второй половине 1950-х годов совпало сразу несколько обстоятельств, способствовавших ее более широкому распространению: ХХ съезд КПСС, десталинизация и относительная демократизация культурной жизни, нарастающая популярность современной поэзии, появление независимых от государства носителей звуковой информации (магнитофонов) и не в последнюю очередь – появление первых песен Б. Окуджавы. Вслед за ними в поле общественного внимания стали попадать сочинения Ю. Визбора, А. Якушевой, Н. Матвеевой, А. Дулова и др. В 1962 г. первые свои песни создают В. Высоцкий и А. Галич, постепенно становящиеся широко известными.

С этого времени начинается сперва минимальное, затем все более заметное соприкосновение бардовской песни со СМИ. О ней пишут в газетах, печатают тексты (а иногда ноты с текстом), включают в радиопередачи, снимают документальные фильмы. Широкое распространение получают различные клубы, организующие встречи, а затем и концерты авторов и исполнителей. Начинаются сложные проблемы взаимодействия с партийными, комсомольскими и государственными инстанциями. В результате часть продукции «бардов» получает официальный статус (издание пластинок, включение в радио- и телевизионные передачи, спектакли, кинофильмы, организация концертов), часть существует, не привлекая к себе внимания ни СМИ, ни широкой публики, часть запрещается и вытесняется из каналов передачи информации (прежде всего песни А. Галича и Ю. Кима), и в таком статусе она существует со второй половины 1960-х до второй половины 1980-х годов.

В программу межфакультетского курса входят следующие темы: генезис и природа жанра, основные авторы, социальная роль бардовской песни, ее проникновение в медиасреду и существование в ней.

Материалы

https://cloud.mail.ru/stock/6S6z9iopWob7hy6vMzniVgpP/

https://cloud.mail.ru/stock/n4jqr9FhnqEDs5Vsed2eDHAt/

https://yadi.sk/d/lqjRWSIw4FYrQQ

https://cloud.mail.ru/stock/6dKfdAyjhEkGVAtYTxe2nT7W/

https://cloud.mail.ru/stock/iCEuJqCc9u6KV3AVii59t2sT

https://cloud.mail.ru/stock/e6ZGVdvbP7dxLtMQuK2fFNHG/

https://cloud.mail.ru/stock/mh63q7gx4v7WQGzULtJz5S92

https://cloud.mail.ru/stock/cVyeRDWgfUxzqyKTf4bEEhxX

Объявления

Электронный адрес лектора: nab50@mail.ru
08 апреля 2020
Зачет будет проходить 13.05.2020 в виде письменной работы.
15 апреля 2020

Факультет
Факультет журналистики

Преподаватели

Преподаватели

Богомолов Николай Алексеевич (профессор)

Где
Корпус факультета журналистики, ауд. 232

Когда
Среда 15:10–16:40

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 30
Самостоятельная [ч]: 6

Семестр
Весенний семестр 2019/2020 учебного года

Записалось / всего мест
21 / 300