Лингвистический анализ и перевод текстов по немецкому праву
Юридический факультет

Данный курс освещает проблемы лингвистического анализа юридического дискурса на материале как собственно текстов по праву ФРГ, так и новостных статей, затрагивающих правовую тематику. Одновременно рассматриваются вопросы перевода подобных текстов.

Цель курса – сформировать у студентов, изучающих немецкий язык, устойчивый интерес к языку немецкого права на основе более глубокого изучения характерных морфологических, грамматических, лексических и синтаксических особенностей языка немецкого права, его семантической и терминологической основы.

Междисциплинарный характер данного курса представляет особую ценность, т.к. открывает большие возможности для выпускников языковых кафедр и факультетов на рынке труда в переводческой сфере.

Курс предусматривает обязательное введение в систему немецкого права с отдельными его отраслями, системой судов и т.п. Будут рассмотрены резонансные дела из судебной практики последних лет, которые известны каждому немецкому юристу и служат иллюстративным материалом на занятиях и в учебниках по праву.

Объявления

Тема этой недели 18.03.2020 - немецкий федерализм. Базовые тексты: - 1) https://www.bpb.de/nachschlagen/lexika/pocket-politik/16355/bundesstaat 2) https://crp-infotec.de/deutschland-foederalismus/
19 марта 2020
Тема недели - "Конституционные органы ФРГ". Базовые материалы: - Учебный видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=X7AKfMhbxI8 - http://www.rechtslexikon.net/d/verfassungsorgane/verfassungsorgane.htm
24 марта 2020
Уважаемые студенты, Материалы для нашего следующего занятия на тему "Парламентские выборы в ФРГ. Партийный ландшафт.": https://www.spiegel.de/politik/deutschland/die-bundestagswahl-einfach-erklaert-a-923491.html https://www.youtube.com/watch?v=oMGur8SwFVM (видеоролик) https://www.bundestagswahl-bw.de/parteien-btwahl2017 Занятие проводится в формате видеоконференции (Skype / Zoom) Задание для не участвующих в конференции: Проанализировать материал, задать на нем.яз. 5-6 наиболее существенных вопросов, развернуто на них ответить (всего 15 предложений).
07 апреля 2020
Материалы на 15.04. Тема занятия: "Немецкий конституционализм. Конституция Паульскирхе — первая общегерманская конституция, принятая демократическим путём" Опорный текст - https://www.spiegel.de/spiegel/spiegelgeschichte/d-127236115.html Справочный материал - https://de.wikipedia.org/wiki/Paulskirchenverfassung Переводные эквиваленты терминов см. - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D0%B0%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%85%D0%B5 Основной формат занятия - видеоконференция. Задание для не участвующих в конференции: Проанализировать материал, развернуто ответить на вопросы на нем. яз.: Was passierte in der Paulskirche? Wie kam es 1848 erstmals zur Wahl einer gesamtdeutschen Nationalversammlung? Warum trat die Verfassung von 1849 nicht in Kraft? Welche Bedeutung hat die Paulskirchenverfassung für die dt. Geschichte? Перевести на русский язык: "Die Nationalversammlung betitelte das entsprechende Dokument als Verfassung des Deutschen Reiches und verwendete darin und ansonsten den Ausdruck „Reichsverfassung“. Das juristische Schrifttum und die Geschichtswissenschaft schreiben unter anderem „Reichsverfassung von 1849“ oder „Frankfurter Reichsverfassung“ mit der oft verwendeten Abkürzung FRV. Da die Nationalversammlung ihre Sitzungen überwiegend in der Frankfurter Paulskirche abhielt, hat sich auch die (nicht zeitgenössische) Bezeichnung „Paulskirchenverfassung“ oder „Verfassung der Paulskirche“ eingebürgert. "
15 апреля 2020
Зачёт состоится 20.05.2020
16 апреля 2020
Уважаемые студенты, высылаю задание на 22.04. На следующем занятии мы продолжаем изучать тему "Немецкий конституционализм. Конституция Паульскирхе — первая общегерманская конституция, принятая демократическим путём". Напоминаю, опорный текст: https://www.spiegel.de/spiegel/spiegelgeschichte/d-127236115.html тж. см. справочный материал ниже. Также в дополнение даю два текста, где информация дается более простым языком: https://learnattack.de/schuelerlexikon/geschichte/frankfurter-nationalversammlung А1-А2: https://klexikon.zum.de/wiki/Frankfurter_Paulskirche Задание для не участвующих в видеоконференции. Ответьте письменно на следующие вопросы: Welche Aufgaben und Kompetenzen hatte die Nationalversammlung? Wer wurde in die Nationalversammlung gewählt? Was waren die beiden wichtigsten Ziele der Versammlung in der Paulskirche? War es einfach, sie zu kombinieren? Was finden Sie an dieser Geschichte am interessantesten? Переведите на немецкий язык: "Паульскирхе является символом немецкого демократического движения. В этом здании с 31 марта 1848 года по 3 апреля проходили заседания Форпарламента, на которых готовились выборы в Национальное собрание Германии, первый свободно избранный парламент Германии. Национальное Собрание было открыто в Паульскирхе 18 мая 1848 года. Собрание разработало конституцию для объединенной Германии, и большинство немецких государств приняли эту конституцию. Австрия и Пруссия, однако, вышли, и когда прусский король отказался принять императорскую корону в апреле 1849 года, союз распался." До встречи онлайн, В.О.
21 апреля 2020
Уважаемые студенты, задание на 28.04. Тема занятия "Нюрнбергский процесс и развитие международного права". Опорный текст https://www.bpb.de/apuz/162881/nuernberg-in-vergangenheit-und-gegenwart?p=all Справочный материал: https://www.lpb-bw.de/nuernberger-prozesse Задание для не участвующих в видеоконференции. Ответьте письменно на следующие вопросы: Was macht die Nürnberger Kriegsverbrecherprozesse nach 1945 so bedeutsam? Wer waren die Ankläger und die Angeklagten? Was waren die Anklagepunkte? Nürnberger Prozess oder Prozesse? Переведите письменно на русский язык: "Die Erfahrungen des Ersten Weltkriegs führten aber nicht nur zu ersten Versuchen einer juristischen Ahndung von Kriegsverbrechen, sondern auch zum Bestreben der internationalen Politik der 1920er Jahre, insbesondere Angriffskriege aus dem politischen Instrumentarium der Staaten zu verbannen. Wichtige Schritte dieser Friedenssicherung waren die Gründung des Völkerbunds (1920), die Erweiterungen der Genfer Konvention (1929) sowie die Verabschiedung des Briand-Kellogg-Pakts (1928). Dennoch scheiterten Bemühungen, darüber hinaus einen internationalen Strafgerichtshof einzurichten, der in den Augen der Kritiker die Souveränität der Staaten zu stark beschnitten hätte. So wurden die Nürnberger Prozesse zum weltgeschichtlichen Novum, dass die bereits vorher bestehenden Ideen erstmals in die Tat umsetzte." Всего доброго, В.О.
28 апреля 2020
Уважаемые студенты, задание на 6 мая. Тема занятия: Завершаем обсуждение темы - "Нюрнбергский процесс и развитие международного права". Опорный текст https://www.bpb.de/apuz/162881/nuernberg-in-vergangenheit-und-gegenwart?p=all Справочный материал: https://www.lpb-bw.de/nuernberger-prozesse Начинаем разбирать тему "Уголовное право ФРГ. Формы участия (Beteiligung) в преступлении: исполнительство (Täterschaft) и соучастие (Teilnahme). Дело о пришельце с Сириуса" Тексты: Главный текст, "Siriusfall": https://de.wikipedia.org/wiki/Siriusfall Текст по теории УП ФРГ: https://www.juracademy.de/strafrecht-at2/taeterschaft-teilnahme-uebersicht.html Также можно ознакомиться: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/souchastie-v-prestuplenii.html http://www.labex.ru/page/g14_urzs_37.html Основная форма участия: Подключиться к конференции Zoom https://us04web.zoom.us/j/6941211456 Письменное задание для не участвующих в конференции: Пересказать своими словами на немецком обстоятельства дела о пришельце с Сириуса. Описать на русском языке, как вы поняли институты уг. права ФРГ - Beteiligung, Täterschaft, Teilnahme. Предложить варианты перевода тематических терминов. Факультативно: сравнить с соответствующими категориями рос. уг. права. До встречи, В.О.
30 апреля 2020
Всем добрый день! Задание на 12.05 (начало в 15.10.). Общая тема: Язык уголовного права. Продолжаем изучать "Siriusfall" (УП): https://de.wikipedia.org/wiki/Siriusfall Вторая статья на стыке проблематики конституционного и уголовного права: https://www.dw.com/de/bundestag-verbessert-schutz-vor-stalking/a-36789373 - выделите правовые термины в тексте, найдите их определение / перевод. Письменное задание для не участвующих в конференции: Пересказать своими словами на немецком языке содержание второй статьи в формате: вопрос - ответ. Найти специальную статью УК ФРГ, по которой преследуют за сталкинг. Есть ли похожая статья в УК РФ?
12 мая 2020
Всем добрый день! Задание на среду: 1. Авторское право в Германии https://m.bpb.de/gesellschaft/medien-und-sport/urheberrecht/169991/urheberrecht-im-alltag (предложила Александра) 2. Продолжаем изучать текст: _https://www.dw.com/de/bundestag-verbessert-schutz-vor-stalking/a-36789373_ (с этого начнем занятие) Письменное задание для не участвующих в конференции: * Пересказать своими словами на немецком языке содержание статьи про /Urheberrecht /в формате: вопрос - ответ. * Ответить на нем.яз.: 1. Warum ist das Urheberrecht heutzutage so wichtig? 2. Sind die Autorenrechte überall auf der Welt gleich gut geschützt? (2. Frage ist fakultativ)
18 мая 2020

Факультет
Юридический факультет

Преподаватели

Преподаватели

Филиппов Василий Олегович (ассистент)

Где
4 учебный корпус, ауд. 512а

Когда
Среда 15:10–16:40

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 26
Самостоятельная [ч]: 10

Семестр
Весенний семестр 2019/2020 учебного года

Записалось / всего мест
7 / 300