Теория и практика формирования убеждения
Философский факультет

Проблема формирования убеждений была актуальной на всех этапах развития общества. В настоящее время её актуальность многократно увеличивается в связи с развитием средств и методов передачи информации. Процесс формирования убеждений превращается в деятельность по применению так называемой «мягкой силы». На эту деятельность расходуются значительные средства. Так, правительство США тратит (по данным на 2003 год) 400 миллионов долларов в год на оплату более 8000 работников, убеждающих в правильности политики США и американского образа жизни. С этой же целью производятся 90 фильмов в год, издаются 12 журналов на двадцати двух языках, 800 часов в сутки вещает радиостанция «Голос Америки» на тридцати семи языках. При этом четко различается деятельность, направленная «вовне» и «внутрь». Специальным законом «Голосу Америки» запрещено вести передачи внутри страны. В последние годы затраты на эту деятельность значительно увеличиваются в связи с неприкрытой идеологической агрессией против России.

В предлагаемом курсе излагается комплексный подход к процессу формирования убеждений и осуществлению разубеждений. Вводятся понятия убеждения и мнения. Обозначаются объекты воздействия (общественные группы, выделенные на основе имеющихся взглядов, социального положения, образования, национальности и т.д.)

Основное содержание курса – рациональные средства убеждения и разубеждения, т.е. убеждение и разубеждение посредством фактических данных и средств логики (посредством аргументации). Обсуждаются средства получения фактических данных и средства логики. Рассматриваются понятия доказательной и недоказательной аргументации, опровергающей и не опровергающей критики, правила аргументации и критики, возможные ошибки, совершаемые в процессе аргументации и критики, уловки, т.е. приемы, облегчающие аргументацию одной из сторон спора, и затрудняющую ее другой стороне.

Дается понятие методологии формирования убеждений. Излагаются методологические средства аргументации и критики: стратегии аргументации, тактические приемы, применяемые на тех или иных этапах аргументации, а также контрприемы.

Рассматриваются психологические, риторические, прагматические и др. средства формирования убеждений.

Для приобретения навыков формирования убеждений и разубеждений проводятся практические занятия: дискуссии, выступления с убеждающими или/и разубеждающими речами.

Объявления

Пересдача состоится 10 сентября 2018 года, в корпусе юридического факультета (4 учебный корпус), в ауд. 413а, в 14:30.
10 сентября 2018

Факультет
Философский факультет

Преподаватели

Преподаватели

Ивлев Юрий Васильевич (профессор)

Где
Шуваловский корпус, ауд. Г-524

Когда
Среда 15:10–16:40

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 28
Самостоятельная [ч]: 8

Семестр
Весенний семестр 2017/2018 учебного года

Записалось / всего мест
35 / 300