Мозг, интеллект, поведение и язык: от животных до человека
Биологический факультет

В предлагаемом курсе мы рассмотрим эволюционную траекторию позвоночных в сравнении с другими группами животных. Унаследовав основные организационные предпосылки от своих примитивных предков – “первичнохордовых” животных, позвоночные резко повысили активность своих обменных систем, и на их основе создали великолепные образцы активных жизненных форм, способных успешно существовать в самых разных средах обитания. Опережающая аллометрия (цефализация) головного мозга позвоночных как главный императив эволюционного прогресса подтипа. Информационные особенности интеллекта и сравнительно-анатомический парадокс. Биологическая и социальная роль интеллекта. Способность головного мозга позвоночных воспринимать, обрабатывать и использовать большой объем информации создала основу для накопления индивидуального опыта, который при использовании больших ресурсов долговременной памяти может стать определяющим в поведении живого существа, его мотивациях, социальных отношениях и личностных особенностях. Это может привести даже к конфликту между требованиями “генетической памяти” (инстинкты самосохранения, утоления голода и жажды, репродуктивные намерения и т.п.) и особенностями накопленного индивидуального опыта, тем более что в увеличении его информационного объема важную роль играют “внегенетические” (и даже внесоматические) источники информации. Для животных это память об угрозах, опасностях, расположении источников пищи, запоминание пограничных меток соседей по территории и т.п. Для человека к этому добавляются такие важнейшие (а теперь доминирующие) источники “внегенетической” информации, как речь, книги, рисунки, тексты на различных носителях, знаковые системы и т.д. Важно отметить, что информация из этих источников является определяющей для формирования человеческой личности на основе индивидуального опыта. К этому следует прибавить, что, в отличие от генетической информации, передающейся только по одному вектору “предок – потомок”, внегенетическая информация может передаваться и от потомков - предкам, и между ровесниками, и в любом другом направлении, нередко определяя судьбу целых поколений Поведенческая экология. Феноменам привязанности человека и животных. Общее и различия в коммуникации человека и животных. От языка животных к языку человека. Звуки животных и речь человека - что нас объединяет. Какая информация содержится в звуках животных и как она используется для коммуникации. Звуки животных и речь человека - что нас разделяет. Эволюция речи с точки зрения биоакустики.

Факультет
Биологический факультет

Преподаватели

Преподаватели

Бёме Ирина Рюриковна (профессор)
Васильев Борис Дмитриевич (профессор)
Володин Илья Александрович (старший научный сотрудник)
Голубева Татьяна Борисовна (ведущий научный сотрудник)
Зорина Зоя Александровна (ведущий научный сотрудник)
Крученкова Елена Павловна (ведущий научный сотрудник)
Филатова Ольга Александровна (научный сотрудник)

Где
Биолого-почвенный корпус, ауд. ББА

Когда
Среда 17:00–18:30

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12

Семестр
Весенний семестр 2017/2018 учебного года

Записалось / всего мест
37 / 300