«Искусство движения» в русской культуре конца XIX века – 1920-х годов
Факультет иностранных языков и регионоведения

Под «искусством движения» в конце XIX века понимались любые сознательно производимые человеком физические действия, которые имели цель совершенствовать человека эстетически, то есть делать его движения более красивыми, гармоничными и художественными. Однако главный педагогический смысл этой концепции состоит в том, что при помощи физических движений в человеке должны воспитываться такие важные и нужные черты характера, как воля, упорство, терпение, решимость, коммуникабельность, социальная активность, уверенность в себе, основывающаяся на чувстве правильности и адекватности собственного поведения в условиях социума. Нравственной стороне здесь отдается явное преимущество перед физической, движение здесь не цель, а лишь средство воспитания нравственных и духовных качеств личности. По мнению профессионалов, нравственные качества в человеке воспитывают: 1) гимнастика; 2) подвижные игры; 3) бальные танцы; 4) ритмическая гимнастика; 5) студийные занятия пластикой.

При советской власти «искусство движения» было признано частью советской физкультуры, которая в целом была предназначена для оздоровления, формирования нравственности и организации досуга трудящихся, оно должно было заботиться о развитии художественно-эстетических вкусов и представлений пролетариата, то есть о приобщении трудящихся масс к культуре и художественному творчеству. В1920-е годы была сформирована целая общественно-государственная система руководства становлением и распространением «искусства движения», в которую входили ВСФК при ВЦИКе, НТК ВСФК, Наркомпрос, Наркомздрав, профсоюзы, комсомол, Хореолаборатория ГАХН, секция по пляске при НТК ВСФК, комиссия по экспериментальному изучению ритма и Ассоциация ритмистов. Все эти структуры работали в тесном взаимодействии и контакте в области практической деятельности.

Мы убеждены в том, что сейчас настало время возрождения концепции «искусства движения» в качестве отечественной теории воспитания более совершенной личности, и сегодня вполне возможно осуществлять ее дальнейшую разработку на новом качественном уровне с целью продолжения поиска и укрепления духовных и нравственных ориентиров.

Факультет
Факультет иностранных языков и регионоведения

Преподаватели

Преподаватели

Жбанкова Елена Васильевна

Где
4 учебный корпус В, ауд. 208

Когда
Среда 15:10–16:40

Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 30
Самостоятельная [ч]: 6

Семестр
Весенний семестр 2017/2018 учебного года

Записалось / всего мест
84 / 300